Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Электромобили и гибридные авто в следующем году - вряд ли

15.03.11

Джим Спунхаувер (Jim Spoonhower)

Вы можете представить, как в начале прошлого века кузнецы отнеслись к «безлошадной повозке»? Уверен, что некоторые из них посчитали это нововведение всего лишь временным увлечением, которое никогда не смогло бы заменить гужевой транспорт и потому не давало повода для беспокойства. Некоторые, возможно, рассмотрели в безлошадной повозке тенденцию будущего и начали принимать меры по реорганизации бизнеса. Наконец, очевидно, были такие кузнецы, которые приняли автомобиль как свершившийся факт, но подумали, что спрос на их работу будет всегда, и продолжили заниматься своим делом.

И вот прошло сто лет. В течение долгого времени мы слышим, что двигатель внутреннего сгорания (ДВС) устарел и будет вытеснен более современным. В недавнем прошлом были достигнуты значительные успехи в модернизации ДВС, в результате чего он стал более эффективным, более мощным и менее загрязняющим окружающую среду. За последние годы даже появились различные виды ДВС, объединенные с электродвигателями в гибридных авто.

И теперь подобно кузнецам сто лет назад мы – индустрия авторемонта, стоим перед дилеммой. Если тенденция к созданию и распространению электромобилей настолько устойчива, что мы будем делать? Готовы мы к этому или нет, но все факты указывают на то, что электромобили штурмом возьмут автомобильный рынок. Например, принятый в США  закон о среднем расходе топлива, стимулирующие налоговые льготы, повышение стоимости топлива и забота об окружающей среде вынуждают как автомобильные компании, так и покупателей ориентироваться на электромобили и гибридные авто. По прогнозам экспертов в ближайшие 4 года на рынке будут представлены как минимум 20 новых моделей электромобилей.

Вот несколько машин, которые уже вышли в свет: родстер и седан Tesla, BYD Electric E6, Miles XS500, Mitsubishi I MiEV, Subaru R1E, REVA (G-Wiz), Zenn, Tango, Aptera 2e, GM Volt, Fisker Karma, Dodge EV, Chrysler EV, Jeep EV, Toyota RAV4 EV, THINK City, Lightning GT, Kewet Buddy, Nissan Leaf, Smart fortwo EV, ZAP Xebra, Mini e, Pininfarina Bluecar и Mercedes BlueZERO. Возможно, некоторые из них являются концепт-карами, но они наглядно демонстрируют, в каком направлении двигаются автомобильные дизайнеры и компании. Более того, многие автомобили из этого списка вполне могут поступить в производство к концу 2010 года.

В 2005 году мировой рынок электромобилей произвел продукции на 31,1 миллиард долларов, а к 2015 году по оценке агентства IDTechEx эта цифра увеличится в 7,3 раза, - и это всего лишь за 10 лет.

Правительство США рассчитывает, что к 2015 году на дорогах страны будет 1 миллион электромобилей, подзаряжающихся от розетки.

Германия планирует 1 миллион электромобилей к 2020 году.

Вы полагаете, что планы правительства неосуществимы? Обратите внимание, что за последние 4 года в США было продано более миллиона гибридных автомобилей, а объем продаж не упал подобно объему продаж других новых автомобилей.

Продажи гибридных электромобилей по годам в США:

Год

Количество автомобилей

2005

209 711

2006

246 642

2007

324 318

2008

315 688

2009

268 652 (по ноябрь включительно)

 Источник: Electric Drive Transportation Association

 Дополнительные факты:

- Стимулированные производители не жалеют усилий в конкурентной борьбе за право стать первыми в производстве электромобилей, подзаряжаемых от розетки, чтобы удовлетворить спрос водителей, заинтересованных в экологически чистых автомобилях, а также большинства водителей, не одобряющих повышения цен на топливо.

- Крупнейшими конкурентами являются: норвежская компания Th!nk, Toyota Prius PHEV, BMW's MINI E, Chevrolet Volt, Fisker Karma, Opel Ampera от GM, Mitsubishi iMiEV, Nissan Leaf, Tesla Roadster, Pininfarina Bluecar и the ZENN.

- В 2008 году в США 2,5% продаж новых автомобилей пришлось на гибридные авто.

- Некоторые электромобили уже продаются в США и Европе, большинство готовятся к массовому производству не позднее 2011 года.

- Такие компании как Daimler AG в Германии и Better Place в США планируют строительство сети станции подзарядки, закупку электрических батарей и предложение автовладельцам тарифных планов по зарядке/обмену батарей, сходные с поминутными тарифами для мобильных телефонов, но привязанных к пробегу автомобиля.

- Компания Delphi разработала и находится в процессе доводки зарядного устройства для подключения электромашин и plug-in гибридов к обычной электросети.

 Даже старейшие автопроизводители с мировыми именами присоединяются к все более усиливающейся тенденции конструировать электромобили и гибридные авто: в Европе, наконец, выходит в свет электрический Bluecar от Pininfarina&Bollore. Двигатель в 50 кВт (68 л/с) покрывает расстояние в 100 км приблизительно за $1 и способен перевозить пассажиров на дистанцию до 250 км на одной подзарядке.

Планируется, что в 2011 г. их количество дойдёт до 20 000, а в 2012 г. до 30 000.

 Ещё в 2009 году На конференции Центра автомобильных исследований (Center for Automotive Research) в Траверс-сити президент компании Toyota Акио Тойода заявил:

«Двенадцать лет назад мы разработали первый автомобиль 21-го века -… гибридный Prius.

На данный момент мы продали 2 миллиона гибридных автомобилей во всем мире… и планируем продать еще больше.

В конце этого года мы выпустим подзаряжаемый от розетки гибридный электромобиль, рассчитанный на массового покупателя… а в 2012 году за ним последует полностью электрический автомобиль.

Кроме того, мы успешно работаем над созданием автомобилей на водородном топливе и надеемся, что эта технология станет доступной нашим покупателям в течение ближайших 6 лет.

Что касается альтернативных видов топлива, то мы ведем обширные разработки в этой области… как самостоятельно… так и с зарубежными партнерами… И мы не успокоимся, пока не найдем подходящую замену бензину».

 Чем это обернется для производителей компонентов и авторемонтной индустрии?

 Так как это отразится на производстве автомобильного оборудования и автосервисах? Очевидно, что в любом случае мы не почувствуем особых изменений еще несколько лет. Однако в современной деловой среде уже нельзя позволить себе игнорировать задачи, которые пока не носят неотложный характер. Чтобы изменить курс развития, необходимо время и ресурсы, поэтому прогнозирование и заблаговременное планирование стали необходимы для выживания бизнеса. Подобно кузнецам в начале прошлого века современные автомобильные  компании стоят перед выбором, который подразумевает следующие варианты, но не ограничивается ими:

- Продолжать производить, продавать и устанавливать продукцию для автомобилей на бензиновых/дизельных двигателях. В конце концов, в настоящее время на дорогах мира таких автомобилей сотни миллионов.

- Разрабатывать принадлежности и детали для электромобилей и гибридных авто, осваивать технологии их ремонта. Диверсификация всегда была хорошим способом поддержать и развивать бизнес.

- Разработать приспособления для конверсии автомобилей на бензиновых/дизельных двигателях в электромобили и освоить  работу по их переоснащению.

- Найти новую нишу на рынке.

 Многое зависит от состояния дел конкретной компании, а также продукции, с которой она имеет дело, и сегментом рынка, на который она ориентирована. Некоторые виды продукции и услуг просто неактуальны для электромобилей; другие будут продолжать пользоваться непрерывным спросом, но могут потребовать определенных изменений.

 Аналогичным образом складывается ситуация на автомобильном рынке в целом. Некоторые сегменты рынка претерпят коренные изменения, а на других нововведения практически не отразятся. Например, рынок строительства гоночных автомобилей, реставрация раритетных автомобилей и «прокачка» старых машин, возможно, почувствуют влияние электромобилей в последнюю очередь.

 Любители гоночных и спортивных машин могут возразить, что их сфера деятельности будет затронута последней. В 2010 году на сайте TreeHugger.com была опубликована статья под заголовком «Пять экологичных автомобилей, которые быстрее Porsche 911». Авторы статьи сравнили Porsche 911, который разгоняется до 100 км/ч за 4,7 секунды, со следующими автомобилями:

1. TZero от AC Populsion – от 0 до 100 км/ч за 3,6 секунды

2. Tesla Motors Roadster – от 0 до 100 км/ч за 2,78 секунды

3. Ultimate Aero EV от Shelby SuperCars – от 0 до 100 км/ч за 2,78 секунды

4. Tango Electric Car – от 0 до 100 км/ч за 4 секунды

5. Wrightspeed X1 – от 0 до 100 км/ч за 3,07 секунды

Такая скорость разгона наверняка понравится любителям гонок. И пусть вам не кажется, что это неперспективное направление.

Электромобиль даже готовится участвовать на соревнованиях в Ле-Ман: модель Green GT развивает скорость до 270 км/ч, она оснащена двумя двигателями по 100 кВт жидкостного охлаждения,  которые будут выдавать крутящий момент в 2000 нМ.

Как реагируют некоторые компании в авторемонтной индустрии Запада

Американская AC Propulsion занимается модифицированием серийных автомобилей на бензиновых двигателях в гибридные авто.

На фотографии вы можете увидеть энергоустановку eBox. Компания AC Propulsion переделывает бензиновые Scion (бренд компании Toyota для рынка США) в полностью электрические автомобили. Энергоустановка состоит из ионно-литиевых аккумуляторных батарей, соединенных по технологии tzeroTM, способна обеспечивать движение на расстояние до 200 км на одной зарядке и может подключаться в сеть в любом месте. Быстрая подзарядка займет два часа, на полную зарядку уходит не более пяти часов. Максимальная скорость, которую позволяет развивать eBox – 150 км/ч.

Эта технология так хорошо себя показала, что AC Propulsion получила заказ от BMW на поставку энергоустановок для Mini E.

Переоборудование в электромобили коснулось даже такого культового американского типа авто как пикапы. Компании Electric Motors Corp. и Gulf Stream Coach ведут переговоры по поводу совместного производства пикапов в штате Индиана. К 2013 году компании намереваются произвести 50 000 пикапов на энергоустановках путем оснащения легких грузовиков стандартным гибридным электрическим силовым агрегатом, подзаряжаемым от розетки. Руководитель отдела по связям с общественностью компании Gulf Stream Марк Смит заявил корреспондентам сайта pickuptrucks.com, что планируется приобретать такие пикапы, как Chevrolet Silverado и Ford F-150, а затем «снимать ДВС и устанавливать гибридный электродвигатель».

Предполагается, что компании инвестируют 80 миллионов долларов в предприятие, которое, по их мнению, будет первым массовым производителем легких грузовиков на энергоустановках. Этот проект получит поддержку со стороны штата Индиана в размере 4,6 миллионов долларов налоговых льгот и до 200 000 долларов в виде грантов на повышение квалификации персонала. Помимо этого компания Electric Motors Corp. стремится получить финансирование от Министерства энергетики США.

Подобно General Motors, испытания которой показали, что их гибридный Chevy Volt способен покрыть дистанцию в 370 км без дополнительной подзарядки, компания Raser Technologies Inc. (г. Прово, штат Юта) провела тест-драйв на автомобиле Hummer H3E, который проехал более 80 км исключительно на энергоустановке.

«Объем энергоустановки этого инновационного автомобиля был более чем достаточным, чтобы превысить предполагаемый показатель в 65 км,» - заявил Джим Спеллман, вице-президент Raser Technologies по развитию компании. – «В действительности, Hummer H3E проехал более 80 км, израсходовав приблизительно 60% заряда батареи.

Результаты этого испытания показывают, что в пересчете на галлоны (1 галлон - 3,78 л – Прим.пер.) автомобиль должен с легкостью проезжать более 160 км на галлон топлива  в обычном цикле. Мы даже можем уменьшить размер энергоустановки, снизив тем самым стоимость и вес автомобиля, так чтобы на ее заряде автомобиль проходил порядка 65 км в обычном темпе вождения».

Тест-драйв проводился на дистанции, включающей как городские улицы, так и шоссе. Средняя скорость составила 70 км/ч с ускорением до 95 км/ч. Расстояние в 65 км, которое автомобиль должен проходить исключительно на заряде энергоустановки, обусловлено тем, что большинство американцев проезжают не более 65 км в день. Когда автомобиль проходит дистанцию более 65 км, специальное устройство автоматически начинает вырабатывать электроэнергию, которой хватает для прохождения порядка 640 км. Это устройство состоит из небольшого бензинового двигателя, который подключается только для подзарядки батарей.

«Это важно, что электромобиль Hummer H3E может достичь тех же результатов, что и Chevy Volt,» - отметил Джим Спеллман. – «Основное отличие в том, что наша электрическая энергоустановка может использоваться в более крупных автомобилях, например в грузовиках. Вообще-то, если бы мы прибегли к тому методу, который по нашему предположению использовала компания GM для оценки экономии топлива в городском цикле на своей модели Volt, то производительность 70% энергоустановки Hummer H3E соответствовала бы 300 км на галлон топлива».

Так когда же?

Так когда же электромобили получат распространение на ведущих рынках – в США и Европе? Предположительно, лет через 5-10. Непредсказуемым фактором в этом уравнении является стоимость бензина: если цены на бензин останутся на нынешнем уровне, то наступления электромобилей стоит ожидать к 2020 году; а если, как бывало в прошлом, цены рванут вверх, то возможно даже к 2015. Любопытный расчет: электромобили и гибридные авто станут популярными, если порядка 10% всех автомобилей на дорогах будет передвигаться исключительно на электричестве. То есть к 2020 году в США может продаваться 6-8 миллионов электромобилей в год, что коренным образом изменит всю американскую экономику. А поскольку, рынок США является главным в мировой автоиндустрии – то и автомобильную экономику всего мира.

Заключение

Вспомним 30-е годы и начало развития автомобильной промышленности. В то время основной задачей было создавать все более быстрые автомобили, совершенствуя серийные. Видоизменялся двигатель, который постепенно превратился в 8-клапанный. И вот все возвращается на круги своя, только в этот раз речь идет об электрическом двигателе. Будет интересно наблюдать, как промышленность перестроится на производство деталей и оборудования для электромобилей, но многие из нас будут скучать по звуку хорошо отлаженного двигателя внутреннего сгорания на фоне рокота выхлопной системы.

Автопарк планеты не перейдет на гибридные автомобили одномоментно. На это потребуется время, но с каждым днем его остается все меньше, так что тем кто планирует и дальше работать в индустрии авторемонта пора призадуматься, как действовать дальше. Как быстро вы сможете перестроить свой бизнес? Достаточно ли у вас капитала, квалификации персонала и креативных идей? Хватит ли вам оставшегося времени на то, чтобы подготовиться? Вы сами должны ответить на эти вопросы.

При подготовке материала использована публикация сайта www.fastlaneresearch.com

Понравилось?

Технологии