Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Газовые хлопоты

15.03.11

Популярность газа среди автомобилистов растет. Вызвано это прежде всего постоянным удорожанием бензина. На возрастающий спрос рынок отвечает увеличением количества СТО, занимающихся переводом автомобилей на газ и расширением линейки газового оборудования. Если вы тоже решили заняться этим направлением, вам пригодятся наши советы по обслуживанию автомобилей с газовой аппаратурой.

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

Из-за высокой стоимости и несовершенства аппаратуры, работающей на природном (сжатом) газе, в России прижилось оборудование на пропан-бутановой смеси или на сжиженном газе. Так что будем рассматривать только этот сегмент. Итак, автосервисов, предлагающих услуги по переоборудованию двигателей автомобиля для работы на газе, сегодня достаточно много. Однако все они неохотно берутся за обслуживание уже установленного газобаллонного оборудования (ГБО). А делать это придется в любом случае хотя бы в рамках гарантийного ремонта. Что касается постгарантийного обслуживания, то будьте готовы к тому, что необходимо будет исправлять чужие ошибки. Обилие гаражных мастерских с псевдо-специалистами сегодня породило массу автомобилей с разнообразными «солянками» под капотом вместо качественного ГБО. Иногда автовладелец даже не подозревает, что вместо «продвинутой» итальянской аппаратуры, за которую он отдал почти тысячу долларов, у него только редуктор марки Landi Renzo. Все остальное умелый гаражник приспособил самое дешевое: контроллер – польский, проводку – турецкую, рампу – прибалтийскую, мультиклапан – белорусский. И хорошо еще, если это будут заводские компоненты. Специалисты любого автосервиса, занимающегося обслуживанием ГБО, могут рассказать о газовых автомобильных системах, собранных из бракованных запчастей, украденных на польском заводе, а то и вовсе кустарного производства. Зачастую от подобных умельцев, а также отсутствия опыта настройки у мастеров страдает репутация вполне приличного  производителя ГБО.

ОБОРУДОВАНИЕ И ДОКУМЕНТЫ

Что должно быть у профессионального сервиса, который занимается ГБО? Во-первых, разрешительные документы. СТО должна быть сертифицирована как центр по установке и обслуживанию газовой аппаратуры государственным сертификационным органом. Во-вторых, желательны оригинальные сертификаты на самые популярные в России марки ГБО: Lovato, Princ, Landi Renzo, Necam, OMVL, Marini, BRC, Zavoli, Kargaz, «Агат». В-третьих, нужно специальное оборудование. Например, обычным компрессором на 7–8 атмосфер здесь не обойтись. Ведь необходима возможность опрессовки системы, а порядочные заправки надувают баллон на 16 атмосфер. Следовательно, компрессор должен выдавать как минимум 16–17.

На рынке автосервисного оборудования сегодня представлены сотни моделей: поршневые, винтовые, с ресиверами и без. Брать винтовой компрессор с ценником от 3000 долларов имеет смысл только на крупный автосервис с большим потреблением сжатого воздуха. Если у вас несколько постов с пневмоинструментом и пневмостендами, лучше подобрать два более дешевых поршневых компрессора. Один будет небольшой мощности (гайковерты и станки обычно требуют давление не более 8 атмосфер), другой, более мощный и дорогой, будет работать для опрессовки баллонов.

Хорошо зарекомендовали себя поршневые компрессоры с клиноременным приводом. Это достаточно простые, надежные и дешевые в обслуживании агрегаты. Цены на такие модели начинаются от 10 тысяч рублей за аппарат с давлением 8 бар. Стоимость более мощных компрессоров для опрессовки оборудования – от 65 тыс. рублей. Можно попытаться сэкономить и подобрать компрессор-тандем. В нем будет установлено два поршневых механизма и два электромотора на одном ресивере. Второй будет подключаться только в случае необходимости большой нагрузки.

Нельзя забывать и про диагностический инструмент. Сбои в работе ГБО могут быть вызваны как дефектом самой аппаратуры или непрофессиональной ее установкой, так и проблемами в двигателе автомобиля или в его электронных системах. Поэтому вполне понятно, что для выявления точной причины нестабильной работы переоборудованного двигателя и окончательного ее устранения может потребоваться целый комплекс диагностического оборудования двигателя, электронных систем, желателен стенд-тестер по диагностике, ремонту и регулировке газовых форсунок топливных рамп. Ну и, конечно, уважающий себя сервис всегда имеет достаточный склад запчастей и расходных материалов. Только при наличии всего этого можно говорить, что перед нами серьезная компания, занимающаяся обслуживанием автомобиля на газе.

КАДРОВЫЙ ВОПРОС

Другой не менее важный вопрос – наличие профессиональных мастеров. В карбюраторных моторах применяется ГБО с вакуумным или электронным редуктором. В инжекторных двигателях используется аппаратура с электронными редуктором и блоками управления. Разобраться с проблемами газового оборудования даже хорошему диагносту, не работавшему с ГБО, довольно сложно. Мастер должен иметь опыт установки и обслуживания аппаратуры того типа и марки, что установлена на машине клиента. Здесь следует учитывать, что современное, четвертое поколение газовой аппаратуры требует знаний в области электронных систем автомобиля. Ведь оно подключено к электронному блоку управления двигателем, и при настройке ГБО потребуется компьютер со специальным программным обеспечением. На кадровом рынке подобных спецов найти очень сложно, так как рынок обслуживания автомобильных газотопливных систем достаточно молодой. Но возможно воспитать хорошего газового специалиста в своей компании, обучив диагноста либо повысив квалификацию установщика систем более простого третьего поколения. При планировании рабочего времени и нормировании труда имейте в виду, что настройка разных систем (даже в пределах одного поколения) требует различного времени. Одни системы обладают возможностью самостоятельной настройки, другие потребуют спецоборудования, программного обеспечения производителя и ходовых испытаний.

 ДИАГНОСТИКА - ЗАЛОГ УСПЕХА

Как и при любом ремонте, в сфере газового обслуживания хорошая диагностика – залог успеха. В России чаще всего встречаются двигатели с отечественной, белорусской, итальянской, польской или турецкой газовой аппаратурой. Чуть реже попадается японская и корейская. И уж совсем экзотика – голландское ГБО. Иметь запчасти, программное обеспечение и хороших специалистов по всему этому многообразию невозможно физически. С другой стороны, принцип действия у марок и моделей схожий, а для заказа ПО и запчастей есть Интернет. Не стоит забывать и о том, что не всегда причина неисправности кроется в ГБО. К примеру, если в цилиндрах есть серьезная разница в компрессии, то при работе двигателя на бензине это может не отражаться никак, а на газе появятся перебои. Дело в том, что штатному контроллеру проще подгонять параметры топливной смеси, а вот газовый, скорее всего, не справится. Автовладельца будет нервировать значок неисправности двигателя на приборной панели, кроме того, мотор будет постоянно переключаться на бензин. При обслуживании ГБО придется исправлять ошибки других установщиков. Например, проверять размещение узлов ГБО: они не должны перекрывать доступ к каким-либо датчикам двигателя и т. д. Современная газовая аппаратура при помощи электроники переключается с одного вида топлива на другой автоматически, ориентируясь на температуру охлаждающей жидкости и обороты двигателя. Момент переключения с бензина на газ чаще всего программируемый. Инструкции рекомендуют устанавливать этот параметр на 30–35 °С. Но если для лета это допустимо, то зимы в России могут быть холодными, и при температуре антифриза +30 °С газ не успеет прогреться. В результате могут возникнуть перебои в работе. Следовательно, для подстраховки лучше довести данный параметр до 40–50 °С. Качество сжиженного газа зависит от соотношения в нем пропана и бутана. Чем больше пропана, тем лучше. К сожалению, на многих ГАЗС продается топливо с содержанием бутана более половины – как следствие, мотор работает менее эффективно, появляются перебои. Другая российская проблема – загрязненность топлива посторонними примесями, от которых преждевременно забивается фильтр, страдают редуктор, форсунки, рампа. Чтобы хоть как-то подстраховаться от этих проблем, профессионалы рекомендуют устанавливать в магистраль дополнительно к штатному фильтр очистки газа.

ОБСЛУЖИВАЕМ ПО РЕГЛАМЕНТУ

Автомобилисты, установив ГБО, помнят лишь о том, что каждые два года необходимо проходить переосвидетельствование баллона. А про техническое обслуживание аппаратуры забывают. От этого также возникает немало проблем. Задача автосервиса состоит в том, чтобы разъяснить клиенту необходимость обслуживания и проверки систем ГБО. Даже у качественного и дорогого оборудования периодически сбиваются регулировки и т. п.

НЮХАЕМ ВЫХЛОП

При правильной настройке газовой аппаратуры выхлоп автомобиля почти не пахнет газом. Появление стойкого запаха говорит о неполном сгорании топлива в цилиндрах. Чаще всего это вызвано пропуском зажигания либо слишком богатой смесью. На более простом ГБО, используя газоанализатор и регулировочные винты на редукторе, доводят содержание СО до 0,35%. В аппаратуре четвертого поколения достаточно подключить диагностический прибор к блоку управления и выставить необходимые параметры. При достаточно большом пробеге либо заправке плохим газом запах из выхлопной трубы может быть вызван закоксованностью форсунок маслянистой фракцией. Вообще стоит заметить, что при работе двигателя на газе и бензиновые форсунки нуждаются в более частой чистке и обслуживании, так как они подолгу находятся в выключенном состоянии и на стенках начинают откладываться бензиновые примеси. Если же запах газа чувствуется из-под капота, ищем утечку. Для проверки герметичности ничего лучше старого доброго обмыливания до сих пор не изобрели. Появился пузырь – есть утечка газа.

КАРТА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГБО
Работа Периодичность, км
Проверка герметичности соединений ежедневно
Слив конденсата 10 000
Регулировка работы двигателя на бензине, замер СО/СН 10 000
Регулировка ГБО 10 000
Проверка креплений баллона, редуктора, клапана, смесителя 10 000
Проверка и регулировка клапанных зазоров 30 000
Проверка состояния высоковольтных проводов 30 000
Снятие, очистка клапана бензина (при наличии) 30 000
Обслуживание смесителя с удалением отложений на обратном клапане 30 000
Обслуживание редуктора с очисткой от смолистых отложений 30 000
Замена воздушного фильтра 7000–10 000

Понравилось?

Технологии

Детали, узлы, агрегаты