Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Право на ремонт по-американски

15.03.11

Число электронных систем в современном автомобиле продолжает возрастать год от года. В современном автомобиле помимо блока управления двигателем, компьютер отвечает за работу систем, обеспечивающих  безопасность (SRS, ABS, EBD, ESP), режим работы подвески, фар, климатической установки и многие другие функции.

Благодаря тому, что средний возраст автомобиля, бегающего по дорогам нашей страны, 13 лет, а большую часть парка составляют отечественные машины, ни владельцы, ни специалисты сервисов пока не ощутили полностью всех последствий «компьютеризации» автомобиля. Но первые «звоночки» уже прозвучали – проблема диагностики, доступности ПО и оборудования актуальна для России.

Первыми о том, что такое положение дел опасно, поняли в самой автомобилизированной стране мира – Соединённых Штатах. Тревогу забили и автомобилисты, которых вынуждают переплачивать за обслуживание у «официалов», и малый бизнес, который выдавливается с рынка автосервиса. Так, например, некоторые функции по диагностике и обслуживанию последних моделей машин можно выполнить только с применением сканера и специальных программ. А дилерские устройства с максимальным набором функций поставляются или выдаются в аренду только официальным сервисным центрам. Доходит до того, что погасить лампочку датчика давления воздуха в шине (TPMS – стандартная комплектация в американских авто с 2008 года) после обычной замены покрышки невозможно без оборудования, которое обойдется автосервису в 1000 долларов. Рутинная замена тормозных колодок на новых машинах превратилась в операцию, зачастую требующую применения компьютера и специальной программы.

Многие владельцы автомастерских отмечают не только высокую цену сканеров, которая может доходить до 80 000 долларов, но и тот факт, что производители намеренно лишают их даже платного доступа к программам для обслуживания последних моделей и делают обновления доступными с существенным запозданием.

«Это всегда было проблемой. Меня она коснулась впервые в 1999 году, говорит владелец сети небольших автомастерских Wiygul Automotive Clinic в городе Александрия (Вирджиния) Билл Уайджил. -  когда мой механик не смог починить «Мерседес» из-за невозможности получить информацию производителя. Последние модели машин настолько компьютеризованны, что некоторые работы по ремонту больше похожи на установку обновлений  в компьютер. При этом стоимость необходимой информации зачастую непомерна».

Какова же цена вопроса для конечных потребителей, реально отражает   исследование Джона Данэма (John Dunham) и Ассоциации автоиндустрии вторичного рынка (Associates for the Automotive Aftermarket Industry Association). Его результаты показывают, что за 2009 год автомобилисты США сэкономили на ремонте более 26 млрд. долларов, обратившись в мастерские, не относящиеся к дилерским сетям.
Интересы конечных потребителей и представителей американской индустрии aftermarket, которая при общем обороте в 267 млрд. долларов в год предоставляет рабочие места 5 миллионам американцев, нашли свое отражение в активной деятельности Coalition for Auto Repair Equality. Эта организация отстаивает право автовладельцев самим выбирать, где и по какой цене им чинить свою машину, а также право представителей индустрии aftermarket вести бизнес и оказывать населению услуги по доступным ценам. 
Благодаря деятельности CARE и поддерживающих ее организаций, среди которых «Американская автомобильная ассоциация», «Ассоциация поставщиков услуг автосервиса», «Ассоциация автоиндустрии вторичного рынка» и многие другие, в  2009 году в Конгресс США был повторно представлен законопроект, получивший название The Motor Vehicle Owners' Right to Repair Act. 

Рождение законопроекта сопровождали ожесточённые дебаты. Дэвид Хайят (David Hyatt), вице-президент по связям с общественностью «Национальной ассоциации автодиллеров» заявил, что законопроект следовало бы назвать «Право на кражу интеллектуальной собственности» и за ним стоят компании поставляющие запчасти на aftermarket, которые стремятся получить доступ к know-how по которым изготавливаются оригинальные детали. Вице-президент Альянса автопроизводителей Майкл Стэнтон (Michael Stanton) на слушаниях в Конгрессе заявил, апеллируя к праву на интеллектуальную собственность, что производители автомобилей не обязаны предоставлять потребителю информацию для ремонта их машин, а у самих автовладельцев нет прав претендовать на это.
Верховный Суд США счел иначе  и в том же году вынес решение, согласно которому: «потребитель, приобретая товар, имеет право ремонтировать его, менять его части, если продукт или механизм пришел в негодность из-за поломки или износа».
 Сегодня Акт получил поддержку у 51 конгрессмена. В случае если он будет принят, автопроизводители будут «обязаны предоставить по «разумной цене» и в интересах безопасности пользователей, в целях обеспечения равных прав и конкуренции доступ к сервисным кодам, оборудованию и программам для диагностики и обслуживания автомобилей».

 Для американцев это будет означать возможность починить свою машину в любом из 160 000 авторемонтных предприятий по всей Америке, не обращаясь к услугам дилеров и используя «неоригинальные» запасные части. Для российского рынка aftermarket опыт американских коллег по продвижению этого закона может быть отличным примером того, как малый и средний бизнес должны защищать свои интересы, и чем именно должны заниматься отраслевые объединения. Ведь при сохранении нынешних тенденций в автостроении и темпах обновления автопарка вероятность того, что в ближайшие годы мы придем к ситуации, в которой оказались американские компании, работающие на рынке aftermarket, не имея никакой юридической защиты от монополизма автопроизводителей, очень высока.

Понравилось?

Юридические вопросы