Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Промывка форсунок топливной системы – убивают ли присадки и очистители двигатель

15.03.11

Качество промывки форсунок топливной системы напрямую зависит как от технического состояния автомобиля, так и от уровня знаний специалиста автосервиса, предлагающего клиенту такую услугу.

Остатки углерода на форсунках, во впускном тракте и на поверхности камеры сгорания ведут к серьезным проблемам. Исследования автомобильных инженеров показали, что закоксовывание происходит во многом вследствие недостаточного количества присадок в топливе и маслах. Смолистые и лаковые отложения могут появиться уже через 15–20 тыс. км пробега. Основу этих отложений составляют содержащиеся в российском топливе химические элементы, например сера или олефин. В немалой степени за образование отложений отвечает и исходный фракционный состав топлива. Под воздействием температуры, при которой приходится работать форсункам (до 120 °C), и давления (в распределенном впрыске – 3–5 бар) эти отложения превращаются в твердые наросты, не растворяемые бензином. Кроме того, из-за того же плохого качества используемого бензина топливная система современных инжекторных двигателей быстро забивается обычными примесями в виде песчинок и грязи. Забитая (закоксованная) форсунка начинает работать неправильно, изменяются направление и форма факела распыла, теряется производительность, возможно даже полное прекращение впрыска. Либо, наоборот, форсунка перестает держать давление и начинает лить бензин в цилиндр почти без остановки. Нарушением гидроплотности страдают и дизельные форсунки, особенно электронные в системах Common Rail, работающие под высоким давлением. Все эти случаи приводят к недостатку (переизбытку) топлива во время воспламенения, сильной разнице в подаче топлива по цилиндрам. Автовладелец при этом обычно жалуется на снижение мощности и приемистости, детонацию при разгоне, неустойчивые обороты в режиме прогрева и холостого хода, затрудненный запуск, особенно зимой, так как для обеспечения уверенного пуска двигателя в холодное время года требуется большее количество топлива. Наблюдается и увеличенный расход топлива.

ДИАГНОСТИКА - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ

Но все перечисленные проблемы могут быть вызваны и другими неисправностями, поэтому задача диагноста – понять первопричину по косвенным симптомам. Например, по увеличенному времени впрыска или по разнице несгоревшего топлива в тесте баланса мощности на мотор-тестере, с интегрированным газоанализатором. Конечно, лучшей диагностикой состояния форсунок является их демонтаж и проверка на производительность, качество распыла и герметичность на специальном стенде.

КАКОЙ МЕТОД ЛУЧШЕ?

Промывку форсунок можно осуществить и без снятия с двигателя и со снятием. В первом случае процесс менее трудоемкий и простой. Однако при этом нет возможности его прямого контроля. Проверить качество работы можно только по косвенным признакам. Демонтаж форсунок позволит оценить степень загрязнения и проверить результат после промывки очистителем инжектора. Минусы заключаются в том, что процесс может потребовать замены уплотнений самих форсунок, уплотнений топливной рампы, а также иногда и уплотнений во впускном тракте. Кроме того, на некоторых типах двигателей снятие форсунок — достаточно трудоемкая и дорогостоящая процедура. Наш клиент не всегда готов тратить на промывку очистителями двигателя большие деньги.

 СПОСОБ ПЕРВЫЙ. УПРОЩЕННЫЙ

Этот способ самый простой и самый дешевый. Автовладелец покупает в магазине присадки в топливо, заливает в бак и ездит в штатном режиме. Производители автохимии предлагают широкий спектр подобных препаратов. Флакон обычно рассчитан на 40–80 л бензина. Мягкая промывка отмоет не слишком сильные отложения на всех компонентах топливной системы. Однако встречались и случаи, когда таким способом удавалось восстановить работающий с перебоями бензонасос или обратный клапан. Данный метод можно рекомендовать как профилактику владельцам новых автомобилей с чистыми магистралями. Посоветовать присадку в двигатель также можно клиенту после профессиональной чистки системы на СТО, как способ отодвинуть по времени следующую. Производители автохимии рекомендуют осуществлять промывку форсунок с интервалом 2–10 тыс. км пробега в зависимости от «мощности» очистителя двигателя. Предпочтение лучше отдать известному производителю.

Плюсы: низкая цена присадки для инжектора. Хороший эффект при отсутствии серьезных загрязнений. Очистка всей топливной системы.

Минусы: при сильном загрязнении проблему можно только усугубить, так как вся отмытая грязь окончательно забьет сетку или даже иголку форсунки. Отсутствие контроля выполненной работы.

 СПОСОБ ВТОРОЙ. СОЛЬВЕНТНЫЙ

Профессиональный способ промывки форсунок без снятия с двигателя заключается в применении специальных установок подачи моющего сольвента к топливной рампе. При этом система питания от бака отключается. Установки промывки бывают с одним и с двумя контурами. В первом варианте сольвент попадает в рампу напрямую, а бензин от погружного автомобильного насоса возвращается в бак по короткому кругу. В двухконтурной системе промывается и возвратная магистраль вместе с регулятором давления. Следует учесть, что если топливная система автомобиля сильно загрязнена, то применять одноконтурную установку нужно, только предварительно промыв рампу. Иначе грязь из нее может засорить форсунки окончательно, и потребуется демонтаж. Нужно заметить, что промывка форсунок на подобных установках обладает хорошей эффективностью. Специализированная литература приводит данные о положительном результате в 90% случаев. Оставшимся 10%, скорее всего, поможет вторичная промывка либо демонтаж форсунок.

Плюсы: быстрота операции. Кроме самих форсунок, очищаются еще и штоки впускных клапанов и камера сгорания.

Минусы: если двигатель сильно изношен, промывка может привести к потере компрессии из-за выжигания нагара в канавках поршней.Контроль качества промывки возможен лишь по косвенным признакам.

 СПОСОБ ТРЕТИЙ. ДЕМОНТАЖНЫЙ

Итак, лучшим способом достоверно узнать, в каком состоянии находятся форсунки, а также предоставить клиенту гарантию на работу, является демонтаж форсунок. Снятый инжектор можно продиагностировать на стенде, помыть химией и ультразвуком. Для этого форсунки устанавливают либо на специальный стенд, имитирующий работу впрыска на всех режимах (вместо бензина подается все тот же сольвент), либо опускают в ультразвуковую ванну. При помощи стенда можно обеспечить подачу моющего раствора под необходимым давлением, наблюдая визуально факел распыла и контролируя процесс электроникой. Если установка показала, что инжектор не соответствует заводским параметрам или же производительность форсунок различается более чем на 5%, то необходима повторная мойка.

Плюсы: гарантия качества. Возможность отбраковки вышедших из строя форсунок. Позволяет справиться с любым загрязнением.

Минусы: высокая стоимость стенда. Сложность демонтажа форсунок на некоторых двигателях. Промываются только сами форсунки, топливная рампа и бензопроводы остаются грязными.

 СПОСОБ ЧЕТВЕРТЫЙ.

КОМБИНИРОВАННЫЙ

Промывая форсунки сначала прямо на двигателе, а потом на стенде, можно добиться максимально эффективных результатов. Некоторые стенды предусматривают подачу сольвента в форсунку еще и в обратном направлении, что позволит максимально очистить все скрытые полости.

На стенде же можно проверить герметичность форсунки в закрытом состоянии. Она должна держать на 10% больше номинального давления.

Плюсы: промывается топливная система и сама форсунка. Возможность предоставления гарантии качества клиенту. Максимальная степень очистки.

Минусы: высокая стоимость и трудоемкость операции. Необходимость закупки двух установок промывки.

 ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

При промывке инжектора со снятием с двигателя необходимо обратить внимание на то, что некоторые типы форсунок часто имеют сменные фильтры тонкой очистки. Их, а также съемные колпачки, расположенные в рабочей части форсунок, следует заменить новыми после промывки всей системы.

Также при промывке форсунок очистителями инжектора со снятием нужно обратить внимание на чистоту всей системы. В случае ее сильной загрязненности стоит  порекомендовать клиенту промыть рампу, магистрали, заменить топливные фильтры и очистить бензобак. Если этого не сделать, то через небольшой промежуток времени форсунки опять забьются. Какой метод выбрать для вашей СТО – решать вам. Можем предложить такую схему:

1. При пробеге автомобиля 30–90 тыс. км рекомендовать клиентам профилактическую промывку на двухконтурной установке.

2. Если автомобилю не мыли систему более 100 тыс. км, то лучше произвести демонтаж,диагностику и промывку на стенде.

3. После промывки предлагать клиенту использовать моющие присадки в топливо.

 МЫТЬ ЛИ ПРЯМОЙ ВПРЫСК?

Обычный инжектор работает под давлением 3–5 бар. В двигателях с непосредственным впрыском бензина эта цифра увеличивается до 30–100 бар! Соотношение смешивания меняется от нормального λ-значения 1 (смесь воздух/топливо, 14,7/1) до экстремального в 50/1. Это чрезвычайно бедная смесь, в результате расслоенное сгорание делает систему более чувствительной к засорению впускных клапанов и инжекторов.

Большинство систем комбинированы с системой рециркуляции газов для снижения NOx в выхлопе. Вместе с системой вентиляции картера двигателя, до 30% выхлопных газов рециркулируется через впускную систему. Это ведет к увеличению образования отложений во впускных клапанах. Более высокая степень сжатия используется для улучшения качества зажигания и сгорания. Это может привести к риску повреждения из-за углеродных отложений или попадания жидкости в камеру внутреннего сгорания. В связи с тем, что период для впрыска, смешивания и зажигания короткий, чистота инжекторов приобретает еще большее значение, чем в классической инжекторной системе бензиновых двигателей. Образование загрязнений на впускных клапанах и в камере внутреннего сгорания приводит к уменьшению эффективности смешивания воздуха и топлива. Это ухудшает процесс сгорания. Инжектора высокого давления со многими отверстиями также становятся более чувствительными к «разрегулированию» из-за загрязнений.

Для водителя это ведет к серьезным проблемам с запуском, провалам в акселерации, потере мощности, увеличению расхода топлива. Начальные симптомы устраняются химическими промывками очитстителями двигателя без разбора аппаратуры с помощью сертифицированного профессионального оборудования (например, Wynn’s FuelServe) и рабочей моющей жидкости (например, Injection System Purge) со строгим соблюдением инструкции или специальным топливным очистителем для данных ДВС (например, Wynn’s DIP3 Liquid). В обоих случаях требуется также обязательная очистка впускной системы специальным аэрозольным продуктом (например, Wynn’s DIP3 Aerosol), иначе эффективность чистки будет низкой, в силу конструктивных особенностей двигателей. Рекомендации по регулярному использованию в прямовпрысковых ДВС специализированных топливных очистителей имеются у таких мировых автопроизводителей, как Toyota и  Mitsubishi.

Мнение эксперта

Евгений Счастливцев,менеджер по региональному развитию ООО «ИНТЕРАВТО», г. Иркутск:

ПРОМЫВКА ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНА

Согласно технической документации для дилерских СТО, компанией VAG был исследован целый ряд способов очистки, с помощью которых удалялись остатки закоксовывания. Самым эффективным оказался метод впрыскивания очищающей смеси при работающем двигателе. Для реализации данного метода применяется специальное оборудование для подачи очищающей смеси в топливную систему. На сегодня нет ограничений по обслуживанию топливных систем данным способом, ни по дизельным двигателям, оборудованным современными системами подачи топлива под высоким давлением, ни по бензиновым двигателям, в том числе с системами непосредственного впрыска, так как технических препятствий для этого не существует. Кроме того, автовладельцы, выполняющие рекомендации производителя автомобиля по регулярному использованию специального топливного очистителя, не имеют проблем в работе двигателя из-за загрязнений, и это факт, подтвержденный на практике, в том числе и дилерскими СТО. В двигателе все системы взаимосвязаны друг с другом – например, нарушения в работе топливных форсунок приводят к образованию нагара в камере сгорания, который со временем приводит к поломке двигателя, а на начальной стадии появляется повышенный расход масла на угар и наблюдается загрязнение масляной и впускной системы.

Таким образом, можно сделать вывод, что с помощью сертифицированного очистителя инжектора или специализированной присадки в топливо вполне реально предотвратить ряд конкретных технических проблем на начальной стадии загрязнения топливной системы. В более сложных случаях, когда неисправность несет комплексный характер, то есть в двигателе имеются критический уровень загрязнений, механические дефекты, а также нарушения в работе электронных систем управления, применяется комплексный, последовательный подход. Промывка топливной системы в данном случае имеет просто диагностический характер, однако следует не забывать, что существуют и специализированные химические продукты, например для очистки камеры сгорания, достаточно эффективно восстанавливающие штатные параметры в работе двигателя (естественно, при отсутствии механических неисправностей в цилиндро-поршневой группе, так как никакие очистители не устраняют механические дефекты в двигателе).

Понравилось?

Технологии