Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Обслуживание климатических систем: ремонт компрессора кондиционера автомобиля

23.03.11

Последние два десятка лет кондиционер стал неотъемлемой частью базовой комплектации большинства автомобилей иностранного производства. Соответственно, его обслуживание, а иногда и ремонт стало такой же существенной составляющей доходов рядовых автосервисов, как «слесарка» или «жестянка». Происходит это отчасти из-за того, что специальных мастерских, осуществляющих только ремонт кондиционера автомобиля и обслуживание климатических систем в нашей стране немного, а отчасти из-за того, что современная техника делает эти процедуры доступными обычному автомеханику.

В ответ на ситуацию производители оборудования для автосервисов предлагают множество устройств для обслуживания климатических систем и ремонта кондиционера автомобиля и иной технике.

Грамотный выбор оборудования может быть сделан исходя из специализации сервиса.

Если мы говорим об автосервисе, специализация которого кузовные и слесарные работы, то для обслуживания  климатических систем ему необходимы: диагностическое оборудование, оборудование для заправки кондиционеров и ремонтное оборудование.

Диагностическое оборудование крайне необходимо в «кузовном» сервисе, поскольку даже при незначительном  ДТП с повреждением передней части автомобиля страдают элементы системы кондиционирования. Происходит разгерметизация магистралей, повреждается радиатор, в худших случаях необходим ремонт компрессора кондиционера автомобиля. Гонять клиента после кузовного ремонта в другой сервис, где ему починят и заправят кондиционер, означает потерю денег (пусть и несправедливо, но клиента в этом вы вряд ли убедите), что не может не сказаться на репутации.

Основы выбора

Базовый набор диагностического оборудования  состоит из электронного течеискателя и ультрафиолетовой лампы. Ограничиваться  только одним устройством неразумно. Во многих автомобилях магистрали труднодоступны, например, для того, чтобы добраться до них в автомобиле Mercedes (кузов W210), необходимо разобрать приборную панель. В этом случае разумнее использовать электронный течеискатель. И наоборот – при локализации утечки в подкапотном пространстве УФ-лампа работает лучше, чем электронный анализатор, работе которого мешают прорывающиеся картерные газы или газы из-под прокладки выпускного коллектора. Эти приборы, как правило, не дорогие, стоимость электронного течеискателя – от 150 евро, а стоимость УФ-лампы аналогична стоимости хорошего карманного фонарика.

К диагностическому оборудованию следует добавить сканер. Автоматические системы климат-контроля работают под управлением бортового компьютера автомобиля. Через него же осуществляется доступ к настройкам и регулировкам климатической установки. В дилерских и многих мультимарочных сканерах Bosch или TEXA имеются соответствующие программы, но целесообразность приобретения полноценного сканера сомнительна. Гораздо более полезным может оказаться специализированный прибор. Например, такой как устройство серии DS компании Delphi, представляющее собой модель сканера с усеченным ПО, предназначенную только для диагностики климатических установок. Стоимость устройства – примерно 1200 евро.

Главной частью оборудования для обслуживания климатических установок является заправочная станция. Существует множество вариантов этих устройств, отличающихся производительностью, степенью мобильности (например, существуют компактные установки, пригодные для заправки кондиционеров сельскохозяйственной техники прямо «в поле») и степенью автоматизации. Последний критерий – один из важнейших.

Выбирая между автоматической и полуавтоматической заправочными станциями,  необходимо хорошо представлять как объемы работ, так и квалификацию персонала, который будет ее эксплуатировать.

Преимущество ручной или полуавтоматической станции заключается в более низкой цене.  В случае если персонал достаточно опытен, а поток клиентов, которым необходим ремонт кондиционера автомобиля, невелик, то вполне можно ограничиться подобной станцией. Например, такой как  WIGAM 9000D/A5/4; Delphi  AT41147 или даже отечественная  REFCO SMC 401-1. Следует заметить, что использование этих установок менее экономично и экологично. Поскольку в них отсутствует компрессор для откачки хладагента с его последующей очисткой, изъятый из кондиционера хладагент выпускается в атмосферу.

Автоматическое оборудование

Автоматическое устройство при более высокой стоимости – от 2500 до 8 000 евро, значительно менее требовательно к квалификации работника. Располагая автоматической заправочной станцией, сервис избавлен от необходимости содержать отдельного специалиста по заправке и ремонту кондиционеров, и может поручить эту операцию автослесарю. От него требуется только подкатить аппарат к машине, подсоединить шланги и выбрать программу из имеющихся в базе устройства. После этого мастер может продолжить выполнение других работ. При этом автоматическая станция исключает ошибки человеческого фактора.

Автоматические заправочные станции на рынке оборудования представлены продукцией итальянских фирм WIGAM, ISC Systems, ROBINAIR, CTR Group S.p.A., европейского отделения американского концерна Sun - Sun Electric Europe. Также на рынке присутствует  некоторое число китайских и тайваньских производителей. Но большинство специалистов не рекомендуют их приобретение, поскольку оборудование для обслуживания климатических установок – это системы, работающие под большим давлением, а обслуживаемые автомобили могут стоить десятки тысяч долларов. Подвергать опасности здоровье сотрудников, осуществляющих, например, ремонт компрессора кондиционера автомобиля, из экономии в 30% (такова в среднем разница в цене между более-менее приличной китайской и европейскими заправочными станциями) и ставить эксперимент на своем бизнесе, рискуя машинами клиентов,  неразумно.

Несомненно, что большой интерес для сервиса (особенно специализированного на обслуживании автокондиционеров) будет представлять продукция американской компании Delphi. Особенность ее линейки оборудования состоит в том, что она не является разрозненным набором оборудования, а реализует концепцию Delphi Climat Service, аналогичную концепции компании BOSCH Service или Original SACHS Service компании ZF. Целью концепции является поддержание высоких стандартов качества диагностики и обслуживания климатических установок посредством обучения персонала автосервисов и оказания технической поддержки. На сегодняшний день Delphi - единственная компания, предлагающая подобную программу.

 «Топовым» устройством от Delphi является Refmatic POWER. Это полностью автоматическая заправочная станция, с возможностью ручного режима работы. Мощный вакуумный насос и компрессор позволяют обслуживать климатические системы любого объема. В том числе и автобусы. Эта модель оснащена широким ЖК экраном и принтером для вывода информации о заправочном цикле. Программное обеспечение станции русифицировано и включает базу данных, содержащую более 40 марок и свыше 1000 моделей автомобилей. Программное обеспечение регулярно обновляется. Стоимость обновлений, как правило, невысока – до 100 евро в год.

 Дополнительное оборудование

Неплохим дополнением к заправочной станции может стать оборудование для обеззараживания климатических систем автомобилей. Не смотря на то, что жалобы автомобилистов на простудные заболевания, причина которых не столько переохлаждение, сколько деятельность микроорганизмов размножившихся во влажной среде воздуховодов – явление частое, услуга по дезинфекции кондиционеров не самая  распространенная даже в Москве. Между тем, почти все ведущие производители выпускают специальные установки для распыления в систему обеззараживающих агентов. Сами аэрозоли и устройства распыления выпускают многие компании, например – Henkel, Wynn’s, Delphi, WIGAM.

Мелкий ремонт атомобильного кондиционера теоретически может выполнить любой автосервис. Как правило, это работы по устранению течей, замене шлангов и радиаторов, или их ремонт. Для этого помимо обычного слесарного инструмента необходим набор съемников трубок и расходные материалы – компрессорное масло, хладагент, УФ-маркер, а также материалы для восстановления герметичности радиаторов. 

Примерная стоимость оборудования для обслуживания и мелкого ремонта кондиционеров в автомобилях – до 4 000 евро. Расходы сервиса специализирующегося на чем-то более сложном, например ремонте компрессора кондиционера автомобиля составят не менее 10 000.

Поскольку стоимость элементов магистралей системы кондиционирования может доходить от 100 до 300 евро за трубку, на вторичном рынке принято не менять ее на алюминиевую, а изготавливать из гибкого шланга. Сервису, который готов взяться за такую работу необходимы специнструмент для обжима шлангов, труборезы, трубогибы, вальцовки, восстановители резьбы,  съемники клапанов и муфт компрессора, наборы уплотнительных элементов и специальных фильтров. 

Важная часть оборудования – устройства для промывки системы кондиционирования.

Промывка осуществляется под давлением специальной жидкостью, которая удаляет из системы продукты износа компрессора, частицы пыли, смазки и алюминиевой стружки. Эта процедура часто игнорируется в наших автосервисах. Почему-то считается, что если  устанавливается новенькая трубка или радиатор, то промывать систему не нужно. Но частицы пыли присутствуют даже в заводской упаковке.  Кроме того, в разгерметизированную систему попадает влага, а в сочетании с хладагентом конденсат образует окислитель по своей эффективности сравнимый с кислотой. Невыполнение промывки может иметь своим последствием повреждение самой дорогой детали климатической установки – компрессора кондиционера, покупка которого обойдется клиенту в сумму, начинающуюся от 25 000 рублей.

Помимо попадания инородных частиц в систему,  к поломке компрессора могут привести попытки включить кондиционер в минусовую температуру и нарушение дозировки масла или фреона при эксплуатации ручных или полуавтоматических систем неквалифицированным персоналом.

Ремонт компрессора кондиционера автомобиля – отдельный бизнес специализированных компаний. Это связано с тем, что диагностика неисправностей компрессора и проверка качества ремонта может быть осуществлена только на специальном стенде, стоимость которого может составлять  10 000 долларов и выше. Подобное оборудование выпускает компания Hartridge, разработавшая по заказу  японской фирмы Denso стенд, с помощью которого диагностируются компрессоры Denso и других фирм.

 МНЕНИЕ ПРАКТИКА 

Владимир СИНДЕЕВ, коммерческий директор «Комфорт-Авто», г. Воронеж

Подбирая оборудование для участка по обслуживанию кондиционеров, мы исходили из объемов и специфики нашей клиентуры, основную часть которой составляет грузовой автотранспорт, специализирующийся на перевозках в южном направлении. Мы выбрали автоматическое оборудование, опыт показывает, что лучше максимально устранить человеческий фактор – даже квалифицированные специалисты могут ошибиться, особенно весной и в начале лета, когда им приходиться обслуживать и ремонтировать автомобильные кондиционеры практически непрерывно с 7 утра до 11 вечера.

Мы рассматривали оборудование европейских производителей, таких как Robinair и Delphi, но остановились на последнем. На момент приобретения соотношение цена/комплектация у Delphi были более выгодными. К тому же важным фактором стало наличие обновляемой базы данных по разным маркам автомобилей, в то время как в аннотациях некоторых других производителей о подобном нет и упоминания.

Во время эксплуатации установки DELPHI Refmatic POWER мы убедились, что сделали хороший выбор - мощный насос позволяет обслуживать климатические установки автобусов, имеется функция автоматической калибровки.

Оборудование обладает хорошей эргономикой, обеспечен удобный доступ к клапану выброса неконденсированных газов и смотровому окошку вакуумного насоса, малая шумность при работе.

Значительно облегчает жизнь специалистам то, что в процессе проверки системы, установка ищет утечку по двум направлениям – нагнетанию и всасыванию. А это значит, что локализация утечки облегчается вдвое.

Если говорить об экономических показателях, то при нашей загрузке установка такого класса и цены «отбивается» за один сезон и даже меньше, а без проблем эксплуатироваться может несколько лет при условии правильной эксплуатации и периодического обслуживания.

Понравилось?

Профессиональное оборудование