Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Ремонт и восстановление деталей: в чем разница

23.03.11

Каждый специалист, связанный в той или иной степени с техническим обслуживанием автомобилей, хотя бы раз задавался вопросами: в чем отличие восстановленных деталей и отремонтированных? Являются ли эти понятия синонимами или всего лишь гранями одного и того же процесса? Насколько восстановление популярно в России и как развивается во всем мире? Стоит ли организовывать бизнес, основанный на восстановленных детали? На эти и другие вопросы мы постарались ответить в этой статье.

Прежде всего обратимся к этимологии понятия «восстановление». В методической литературе и учебниках восстановление и ремонт узла или детали, как правило, разделяются. В данном случае под восстановлением подразумевается возвращение первоначальных характеристик какой-либо детали, которая, в свою очередь, является частью какого-либо узла.  А возвращение работоспособности узла или агрегата, а также и получение его первоначального внешнего вида (полностью или частично) является ремонтом. Причем не важно, использовались ли для ремонта новые или восстановленные детали. Кстати, возвращение детали, узлу или агрегату только первоначального внешнего вида не является ремонтом и уж тем более восстановлением (исключая кузовные детали, конечно) – это к слову о банальной покраске серебристой краской без дефектовки внутренностей или проверки внешних параметров (последнее относится в большей степени к деталям). Если рассматривать саму процедуру восстановления, то она делится на два основных типа. Первый – восстановление изношенных деталей, имеющих изменения в размерах и формах геометрической поверхности. Ко второму относится восстановление деталей с механическими повреждениями: трещинами, пробоинами, деформациями. Что касается ремонта, то здесь все просто. Под этим понятием подразумевается процедура возвращения какому-либо узлу его первоначальных функциональных возможностей. Ремонт проводится после дефектовки узла и принятия решения о целесообразности его проведения. Чаще всего производится полная разборка узла, но нередко, если нет особых показателей, бывает достаточно частичной разборки поврежденного участка (это справедливо для ремонта в автосервисе, но не на предприятии, где применяются заводские технологии). 

Как это делают в Европе

Однако в жизни эти два понятия слились, и чтобы окончательно разобраться в терминологии, необходимо обратиться к опыту развитых стран, где под словом remanufacturing подразумевается не только заводская переборка детали или узла как таковая, но и восстановление – rebuilding. Проще говоря, в данном случае они рассматриваются как синонимы. Возможно, объясняется это тем, что в отличие от России в европейских и североамериканских странах эти процессы настолько сблизились, что без одного невозможно представить другой. Кроме того, логично считать, что сами по себе восстановленные детали без последующего их применения в узлах нецелесообразны.В автомобильной отрасли хорошо известны оба понятия: как восстановление, так и ремонт узлов и агрегатов. Наварка шеек коленвала – это классическое восстановление. А когда говорят про восстановленные акпп или двигатель, – это уже на самом деле ремонт. И вновь обратимся к зарубежному опыту. Как правило, под понятием remanufacturing подразумевается ремонт узла или агрегата в заводских условиях или по крайней мере специализированных мастерских, использующих заводские технологии. Это означает полное возвращение узлам потребительских свойств, способности выполнять свои функции так же, как новые. В России таким видом деятельности занимаются автотранспортные предприятия (например, автокомбинаты) и иногда обычные автосервисы. То есть в заводских условиях восстановление не осуществляется.Что еще примечательно – в западных странах ремонт узлов и агрегатов поставлен на поток. При этом узел не ремонтируется для конкретного лица (как физического, так и юридического), как это распространено в России. Если российский автовладелец при выходе из строя узла заинтересован в ремонте, он должен снять его самостоятельно либо в автосервисе, затем обратиться в специальную мастерскую, дождаться выполнения ремонта и только потом вернуть узел на место. За рубежом процесс организован иначе: автовладельцу достаточно снять дефектную деталь, и если она пригодна для ремонта, сдать в обмен на новую (причем здесь имеются в виду не только новые, но и восстановленные детали). При этом цена новой детали учитывает стоимость сданной в ремфонд.Эта процедура выгодна как владельцу автомобиля, так и сервисному предприятию. Первый не ждет завершения ремонта своей детали, а второй получает выгоду от оперативности ремонта автомобиля, если операция по замене производится на сервисе, т.е. автомобиль не простаивает и не занимает ремонтную зону. К тому же завод изготовитель или предприятие, уполномоченное производить восстановление этого узла, обеспечивает на него такую же гарантию, как и на новую. Процесс восстановления узла состоит из следующих этапов:

1. Узел демонтируется с подержанного автомобиля.

2. Узел разбирается, определяется состояние его компонентов.

3. Компоненты узла полностью очищаются от грязи и коррозии.

4. Все дефектные, сломанные или существенно изношенные детали восстанавливаются до первоначального состояния или заменяются новыми или восстановленными.

5. Чтобы вернуть узлу рабочее состояние, по мере необходимости проводится механическая обработка, перемотка, повторная полировка или другие операции. 

6. Узел повторно собирается и проверяется на соответствие предъявляемым требованиям.

    Понятно, что никак нельзя отождествлять российское и зарубежное понятия ремонта и восстановления. В России ремонт означает манипуляции над какойлибо деталью, направленные на возвращение ей геометрических форм и рабочих характеристик. А в развитых странах в это определение входит весь процесс возвращения узлу работоспособности в условиях завода-изготовителя или мастерской, работающей по заводской технологии. В итоге можно сделать очевидные выводы: мы вынуждены отказаться от первоначального деления на отремонтированные и восстановленные детали. При всей схожести, по сути, эти понятия являются разными процессами. Однако они неразрывно связаны друг с другом. Объясняется это тем, что при ремонте узлов и агрегатов гораздо проще и эффективнее использовать восстановленные детали, нежели новые, а иногда такое решение является единственным (если автомобиль давно снят с производства).Конечно, пока в России полноценная (т.е. проводимая, как в Европе, заводом-изготовителем или специализированной мастерской) процедура ремонта узлов и агрегатов не поставлена на поток. Но вполне возможно, что при росте автопарка (особенно числа наиболее распространенных моделей) выделить в отдельное направление бизнеса именно специализацию по ремонту узлов и агрегатов и восстановлению деталей по заводским технологиям будет выгодно. 

    Петр КОРНИЛОВ, руководитель службы технической поддержки представительства ZF Services в Москве:

    «Восстановление деталей – это технологический процесс, направленный на восстановление работоспособности той или иной детали или узла в полном объеме или с определенным ресурсом. Собственно говоря, в Советском Союзе технология заводского ремонта была достаточно хорошо отлажена. Авторемонтные заводы функционировали во многих городах. На них производился как капитальный ремонт автомобиля полностью, так и ремонт агрегатов (двигателей, коробок, главных передач).Восстановление прежде всего подразумевает процесс экономически выгодный как для клиента, так и для автосервиса, как, собственно, и для завода, его осуществляющего. Второй аспект, который необходимо принимать во внимание, – вопрос экологии и экономии ресурсов. Без учета этого нельзя говорить об эффективности восстановления.Специалисты нашей компании уже в процессе проектирования узла учитывают экологические предписания Евросоюза, отраслевые и фирменные стандарты и ТУ. Естественно, нам, как разработчикам и производителям автокомплектующих для первичной сборки, гораздо легче заложить в изделие возможность его восстановления. На наших заводах восстанавливаются рулевые рейки и рулевые редукторы, а также насосы гидроусилителя руля. Технология восстановленных деталей предусматривает полную разборку поступивших на ремонт реек, мойку и чистку деталей, контроль состояния и износа каждой детали. В безусловном порядке заменяются все клапаны, уплотнительные элементы, опорные детали, детали регулятора. Затем прошедшие дефектовку детали отправляются в «чистый» цех, где и происходит сборка и проверка рейки на общем конвейере.Кроме того, рейка или насос, которые уже один раз попадали на переборку, повторно не восстанавливаются, а отправляются в металлолом. Другое крупное производство по восстановлению сцеплений создано и успешно работает в Билифельде. На этом предприятии помимо восстановления сцеплений для легковых и грузовых автомобилей, спецтехники создано подразделение по восстановлению сцеплений для старинных и экзотических автомобилей, олдтаймеров.Специалисты этого подразделения способны подобрать или изготовить любую необходимую для сцепления деталь.То, что касается перспективы развития индустрии восстановленных деталей в России:в настоящий момент не существует легальной возможности отправить через границу наши изделия к нам на заводы для их восстановления. Сейчас, к сожалению, выгоднее уничтожать бывшие в употреблении рейки и насосы (чтобы избежать возможности их кустарного ремонта), чем организовать их сбор и восстановление. Но времена и подходы меняются…»

    Восстановленные детали  - функциональные эквиваленты новых деталей и фактически ничем от них не отличаются. Однако Федеральная торговая комиссия (FTC) требует, чтобы такие детали имели маркировку «восстановлено», для того чтобы не перепутать их с новыми. На практике восстановление деталей автомобиля представляет собой монтаж и сборку новых, исключая случаи, когда многие компоненты собираются из бывших в употреблении деталей, особенно при корпусной сборке. В процессе восстановления деталь полностью демонтируется, очищается и исследуется, определяются степень ее износа и возможные поломки. Вместо изношенных, отсутствующих или нефункционирующих компонентов устанавливаются новые или восстановленные детали. Электрические составляющие часто нуждаются в замене проводки. После того как вся работа сделана, заново собранная конструкция тестируется на соответствие спецификациям и различным стандартам. Стоимость восстановленной запчасти обычно составляет от 50 до 75 % стоимости сопоставимой новой запчасти, но гарантия на них предоставляется такая же. В результате стабильный рост использования восстановленной продукции предприятиями в сфере ремонта занимает главенствующую нишу в этом секторе рынка. Существуют разные по величине компании – «восстановители» деталей. В их числе – небольшие фирмы, имеющие в штате полдюжины работников, обслуживающих малое количество клиентов и работающих непосредственно с транспортными средствами. Кроме них восстановлением занимаются крупные компании, имеющие несколько заводов, где производство деталей поставлено на поток.

    Понравилось?

    Комментарии

    • avatar

      rvsinfo  

      06.02.12, 11:54

      А я за безразборное восстановление узлов и агрегатов. рвс-ипи.рф - обращайтесь

    Технологии