Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Шумоизоляция авто своими руками без компромиссов

29.03.11

МИХАИЛ ПАХОМОВ, директор ООО «Никоравто»

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА БОРЬБЫ С ШУМАМИ

Уровень шума, возникающего внутри салона при движении автомобиля, как правило, соответствует его ценовой категории. К сожалению, отечественные автомобили всегда отличались шумностью салона. Причиной тому – конструктивные особенности, качество сборки, а также стремление максимально сэкономить на материалах. Поэтому многие владельцы отечественных автомобилей сразу после покупки делают шумоизоляцию таких авто своими руками. Увы, в последние годы в Россию импортируются автомобили зарубежных производителей, часто имеющие очень низкий уровень шумоизоляции. Объясняется это тем, что машины производятся именно для России, в расчете на нашего неискушенного массового потребителя.

Любой автомобиль является источником шума. Шум, производимый автомобилем, бывает внешним, когда воздействие оказывается на окружающую среду, и внутренним. Именно он – внутренний шум в салоне автомобиля – оказывает негативное влияние на водителя и пассажиров. Допустимый уровень шума для транспортных средств нормируется ГОСТом и международными стандартами.

Для легковых автомобилей установлены следующие предельные значения:

• по внешнему шуму – 74 дБ (Евростандарт и ГОСТ Р52231-2004);

• по внутреннему шуму – 78 дБ (ГОСТ 27435).

Уровень внешнего шума регламентируется строго и является одним из тех параметров, который должен контролироваться при государственном техническом осмотре автомобиля. Поэтому наибольшее внимание производители автомобилей уделяют снижению уровня именно внешнего шума, чему способствуют конструктивные улучшения двигателей, глушителей и других агрегатов. Ведется борьба и с внутренним шумом, но здесь каждый производитель сам выбирает компромисс между собственным представлением о приемлемом уровне комфорта водителя и пассажиров и стоимостью автомобиля. Между тем, чрезмерный шум в салоне вызывает как минимум повышенную утомляемость, снижение внимания и как следствие – ухудшение реакции и рост количества ошибок водителя, что не добавляет безопасности на наших дорогах. Кроме того, постоянное длительное воздействие  повышенного уровня шума вредит здоровью человека, приводя к развитию таких хронических заболеваний, как потеря слуха, тугоухость. Так что если вы сэкономили на автомобиле и его шумовые характеристики далеки от идеала, сделайте шумоизоляцию авто своими руками или поручите это дело профессионалам в автосервисе.

Для уменьшения внутреннего шума производители автомобилей применяют конструктивные и пассивные методы. Первые предполагают достаточно серьезные исследования на стадии проектирования автомобиля и возможны только в заводских условиях. Вторые предусматривают установку специальных вставок из виброгасящих материалов в кузовные детали, шумоизоляцию панели приборов, укладку звукопоглощающего ковра и так далее, некоторые из этих операций могут быть выполнены при  ремонте салона автомобиля в условиях технических центров по обслуживанию автомобилей.

ТРИ ГРУППЫ КЛИЕНТОВ 

На основе своего десятилетнего опыта установки виброшумоизоляции могу сказать, что владельцы практически всех популярных марок автомобилей – легковых классов А, В, С, вседорожников, кроссоверов, мини-вэнов и микроавтобусов, поставляемых на российский рынок, стремятся снизить уровень шума в своей машине по трем причинам:

1. Шум от колес и дороги начинает вызывать дискомфорт при движении на высоких скоростях.

2. Раздражает шум при езде по лужам, в дождь.

3. Хочется установить в автомобиле высококлассную аудиосистему, поэтому шумоизоляция обязательна.

ПРИРОДА И ИСТОЧНИКИ ШУМА 

Все шумы по своей природе делятся на воздушные и структурные. Воздушные, как следует из названия, распространяются по воздуху; структурные – внутри твердого тела. Воздушный шум от основных источников проникает в салон автомобиля через дверные проемы, технологические отверстия переднего пола, через открытые окна. Схема возникновения структурного шума проста: работающий двигатель через элементы крепления передает вибрацию на кузов, панели которого, в зависимости от степени вибрации, и издают звуковую волну.

Источники шума в салоне автомобиля можно условно разделить на две группы:

1. Основные, или первичные. К ним относятся двигатель, трансмиссия, система выпуска отработавших газов, шины и потоки воздуха, обтекающие автомобиль при движении (аэродинамика кузова).

2. Вторичные. Это детали кузова (металлические панели пола, крыши, крыльев, дверей, арок колес, потолка, моторного щита), пластиковые элементы интерьера (панель приборов, обшивки дверей и стоек, декоративный кожух рычага коробки передач), дополнительное оборудование (тяги приводов замков, стеклоподъемников и т.д.) К перечисленным источникам шума надо добавить отраженный звук, который возникает при отражении звуковых волн первичных источников от дорожного покрытия.

ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ

Для борьбы с возможными шумами на стадии разработки автомобиля производителем, как правило, осуществляются следующие мероприятия:

1. Балансировка силовых агрегатов и узлов трансмиссии.

2. Уточненный подбор и расчет эластичных элементов подвески силового агрегата, трансмиссии, ходовой части, системы выпуска отработавших газов.

3. Выверенный расчет конструкции системы выпуска отработавших газов и определение точек ее подвески к кузову.

4. Моделирование конструкции кузова и его жесткости с испытаниями и доводкой по опытным образцам.

5. Разработка и усовершенствование конструкции уплотнителей окон, дверных проемов и т.п.

6. Установка виброгасящих вкладок в панелях кузова. После того как максимально использованы средства конструктивной доработки автомобиля, используются шумоизоляционные материалы, которыми автомобили частично обрабатываются на заводах, а в дальнейшем – и в автосервисах.

Современная шумоизоляция – это совокупность вибродемпфирования (вибропоглощения) и звукоизоляции (звукопоглощения). Материалы, применяемые в автомобиле для вибродемпфирования, во-первых, препятствуют распространению энергии колебательного движения по конструкции, а во-вторых, поглощают энергию колебательного движения на пути ее распространения. Энергия колебательного движения в звуковом диапазоне частот передается по элементам конструкции в виде упругих продольных, изгибных и сдвиговых волн. В диапазоне рабочих нагрузок деформация твердого тела прямо пропорциональна напряжению (линейность процесса деформации). Свойства волн и их характеристики при распространении по стержням, пластинам при различных способах закрепления (граничные условия) достаточно полно описаны в специальной технической литературе.

Вибропоглощение в колебательных системах частично происходит вследствие потерь, которые прежде всего принято характеризовать с помощью коэффициента потерь энергии. Вне резонанса эти величины мало зависят друг от друга. Конструкция будет обладать большими вибропоглощающими свойствами, если во время ремонта салона автомобиля для ее изготовления использовать материал с большим внутренним трением или применять специальные покрытия, обладающие более высоким коэффициентом потерь. Таким образом, для вибродемпфирующих материалов главное – способность к гашению колебаний, которая определяется коэффициентом механических потерь. Чем он выше, тем больше вибраций гасит данный материал, а следовательно, тем тише будет в салоне автомобиля. При выполнении шумоизоляции авто своими руками, используя вибродемпфирующие материалы, надо помнить простое правило: при наклеивании одного слоя материала на другой коэффициенты механических потерь не суммируются – расчет многослойного покрытия ведется по сложной логарифмической зависимости, и увеличение коэффициента механических потерь при таком применении материалов составит сотые доли. Поэтому выгоднее применять вибропоглощающие конструкции типа «сэндвич», в которых между слоями вибродемпфирующего материала помещен звукоизолятор типа «сплэн» («изолон») или «стизол». Под звукоизоляцией понимают снижение амплитуды звуковой волны, поступающей к приемнику, вследствие ее отражения от препятствий на пути передачи. Звукоизолирующий эффект возникает при прохождении звуковой волны через границу раздела двух разных сред. Чем больше энергия отраженных волн, тем меньше энергия прошедших и, следовательно, тем больше звукоизолирующая способность границы раздела сред. Чем большая часть звуковой энергии поглощается преградой, тем больше ее звукопоглощающая способность.  



 

 

ПОДГОТОВКА

Грамотная шумоизоляция авто своими руками начинается с предварительной оценки шумов в салоне автомобиля. Как правило, это происходит во время пробной поездки: внимательно изучаются источники и характер посторонних звуков при езде на пониженных и повышенных передачах, по разным дорожным покрытиям, при преодолении неровностей и т.д. Машина должна быть предварительно обкатана (с пробегом не менее 3000 км) и технически исправна (в соответствие с ГОСТом 27435). На основе выявленных в ходе пробной поездки источников шума, их природы и интенсивности, с учетом жалоб владельца выполняется ремонт салона автомобиля, в ходе которого подбираются необходимые виброшумоизоляционные материалы.

C точки зрения технологии особой разницы, на какой автомобиль устанавливать виброшумоизоляцию, нет. Однако здесь, как в любом деле, есть свои «подводные камни». Например, если у автомобиля, оснащенного сложной электронной системой управления, в процессе установки виброизоляционных материалов отсоединить аккумулятор, то можно столкнуться с проблемой отказа программного обеспечения, и автомобиль потом просто не заведется. Доработка шумоизоляционных характеристик при ремонте салона нового автомобиля, как правило, проводится без снятия панели приборов, так как ее демонтаж может привести к необходимости замены подушки безопасности и перезаправки кондиционера.

За установку дополнительной вибро-  и шумоизоляции авто своими руками многие дилерские центры снимают автомобиль с гарантийного обслуживания. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, лучше уточнить условия гарантии заранее. Определенные проблемы могут возникнуть при установке виброшумоизоляции на автомобиль, оснащенный сложной, выполненной по индивидуальному проекту акустической системой. В этом случае лучше привлечь к участию высококвалифицированного автоэлектрика.

МАТЕРИАЛЫ 

На рынке сегодня представлен большой ассортимент виброшумоизоляционных материалов как отечественных, так и зарубежных производителей, из которого каждый может выбрать наиболее подходящие для шумоизоляция своего авто.

Все существующие материалы для автомобильной виброшумоизоляции можно условно разделить на три группы:

• вибропоглощающие;

• звукопоглощающие;

• звукоизолирующие.

Для декоративной отделки и уплотнения соединений деталей с целью устранения скрипов широко используют материал «Маделин». Он изготавливается на основе ткани черного цвета толщиной 1–1,5 мм с клеевым слоем, защищенным антиадгезионной прокладкой, в продажу поступает в виде листов размером 1х1,75 м. Диапазон рабочих температур – от -40° С до +60° С. Зоны применения: уплотнение зазоров между декоративными элементами салона и кузовом автомобиля, в панели приборов, в воздуховодах. Сколько материала потребуется для эффективной виброшумоизоляции легкового автомобиля? Примерный расход приведен в описании схемы и последовательности операций по монтажу, поэтому шумоизоляция авто своими руками не вызовет особых проблем

1. Установка вибропоглощающих материалов («Вибропласт», «Бимаст», «Визомат») на металлические поверхности элементов кузова – дверей, крыши, деталей багажного отделения, боковин, крышек капота и багажника, пола салона, щитка передка со стороны салона. (Расход – 6м2).

2. Монтаж теплозвукоизолирующих материалов («Изолон ППЭ», «Стизол», «Сплэн») поверх слоя вибропоглощающих материалов. Зоны монтажа: пол салона и багажника. (Расход – 4 м2).

3. Монтаж теплозвукоизолирующих материалов («Сплэн») поверх слоя вибропоглощающего материала криволинейных поверхностей – щитка передка со стороны салона, арок колес, тоннеля пола салона. (Расход – 2,5 м2).

4. Монтаж теплозвукопоглощающего материала («Изотон В», «Изотон ЛМ») поверх вибропоглощающего слоя крышек капота и багажника, щитка передка со стороны двигателя. (Расход – 1–2 м2).

5. Установка на поверхность крыши звукопоглощающего уплотнительного материала «Битопласт 10» поверх «Вибропласта». (Расход – 1–2 м2).

6. Обработка соединений и мест крепления пластмассовых деталей с целью устранения скрипа с помощью уплотнительного материала «Битопласт 5» или «Маделин». В частности, панель приборов следует полностью разобрать, а затем собрать, прокладывая стыки деталей полосками материала шириной 10–15 мм. (Расход – 0,5–1 м2).

ТЕХНОЛОГИЯ МОНТАЖА

 Для максимально полного использования виброшумоизоляционных свойств материалов очень важно строго соблюдать не только схему и последовательность, но и технологию монтажа. Перед началом ремонта салона автомобиля убедитесь, что штатные виброизолирующие детали плотно прилегают к несущим поверхностям и надежно держатся на своих местах. Если это так, то дополнительную шумоизоляцию авто можно устанавливать поверх штатной. Если же заводская защита от шума и вибрации местами отслоилась и держится ненадежно, следует ее демонтировать. Необходимо помнить, что монтаж виброшумоизоляции на антикоррозионную мастику невозможен, поэтому мероприятия по защите кузова от коррозии необходимо отложить на потом. В этом случае, кстати, владелец, выполняющий шумоизоляцию авто своими руками, сэкономит на антикоре – достаточно будет обработать лишь места, «не охваченные» вибродемпфирующими материалами, так как они обладают свойством герметика, обеспечивая полный контакт с кузовными элементами и тем самым изолируя металл от влаги.

Установку компонентов сигнализации и аудиосистемы, а также ремонт салона автомобиля лучше всего проводить одновременно с работами по виброшумоизоляции автомобиля.

Перед началом работ по шумоизоляции своими руками помимо требуемых материалов в нужном количестве под рукой необходимо иметь:

• набор инструментов;

• ацетон (растворитель), для окрашенных деталей лучше использовать уайт-спирит;

• ветошь для протирки обрабатываемых поверхностей от пыли;

• промышленный фен (для нагрева при монтаже «Визомата» );

• металлический (пластмассовый) ролик (можно воспользоваться ручкой от отвертки);

• крепеж (пистоны для обивки дверей, декоративных панелей салона, саморезы);

• скотч, ножницы, нож, перчатки. Салон автомобиля потребуется разобрать полностью:

• снять шумопоглощающую облицовку потолка;

• демонтировать обивку дверей, декоративные панели салона, сиденья;

• снять штатную шумоизоляцию пола;

• обеспечить доступ к щитку моторного отсека со стороны салона;

• разобрать панель приборов (в случае обработки уплотнительными материалами).

Шумоизоляцию авто своими руками выполняют в следующей последовательности: поверхность кузова в местах крепления вибродемпфирующих материалов необходимо очистить от загрязнений, обезжирить ацетоном или другим растворителем и дать просохнуть 5–10 минут. Нарезанные соответствующим образом фрагменты материала приклеивают, руководствуясь основной схемой. Детали сложной формы можно предварительно вырезать и подогнать по бумажным выкройкам. Монтаж материалов следует выполнять в сухом помещении при температуре не ниже комнатной (20–25° С). Прикатку (удобнее воспользоваться специальным валиком) следует проводить от центра к краям материала, чтобы не допустить образования «воздушных пузырей».

Виброшумоизоляционные материалы не огнеопасны, но, используя ацетон и другие растворители, будьте осторожны: не работайте вблизи открытого огня, обеспечьте в помещении хорошую вентиляцию. Соблюдайте правила работы с промышленным феном и режущим инструментом. По окончании монтажа виброшумоизоляции поверх нее можно уложить заводскую шумоизоляцию, если она не влажная и не имеет повреждений.

Оценку результата предпринятых мер по усилению защиты салона автомобиля от шума и вибрации проводят в ходе контрольной поездки. Если все было сделано правильно, должны быть отмечены:

• снижение шума двигателя, трансмиссии, подвески;

• устранение скрипов пластмассовых деталей салона;

• улучшение акустики салона (более басовитое звучание музыки).

ПЕРСПЕКТИВЫ  

Одним из перспективных направлений развития технологий виброшумоизоляции является нанесение на днище автомобиля специальной шумопоглощающей мастики. Способ хорош тем, что не требует, как при полноценном ремонте, разборки салона автомобиля, что облегчает работу, если вы проводите шумоизоляцию автомобиля самостоятельно. Это гарантирует сохранность обивки, исключает случайное нарушение нормальной работы оборудования и систем автомобиля, позволяет значительно сэкономить время и средства. Обработка мастикой прибавляет к массе автомобиля меньше килограммов, чем комплект листовых шумоизоляционных материалов (4 кг против 35–50), а значит, практически не сказывается на экономичности и динамике машины.

Высокоэластичный слой мастики исключает передачу энергии звуковой волны панелям кузова, устраняя саму причину возникновения вибрации. На микроуровне происходит взаимное перемещение слоев материала, что приводит к превращению механической энергии колебаний в низкотемпературную тепловую энергию, то есть виброшумопоглощающий эффект достигается за счет иного физического принципа в сравнении с листовыми материалами. Мастика отлично держится на любом материале и при высыхании становится абсолютно влагонепроницаемой. Перед обработкой поверхность необходимо очистить, обезжирить и высушить. Наносить мастику лучше при помощи распыляющего пистолета с регулируемой насадкой либо при помощи пистолета под давлением 3–6 бар. Оптимальная толщина слоя – 0,7–1,5 мм. Время высыхания составляет около 45 минут. Через 60–90 минут обработанную поверхность можно окрашивать.

Применение мастики позволяет снизить уровень шума на 3–4 dB, что на слух воспринимается как снижение на 35–40%. Благодаря высокой износостойкости мастичное покрытие может использоваться в качестве антигравийной защиты арок колес; в этом случае установка подкрылков не требуется.

Понравилось?

Технологии