Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Чем грозит повреждение поддона картера

31.03.11

Поддон картера – уязвимая деталь двигателя, повреждение которой чревато серьезными последствиями. Блок цилиндров, являющийся основным узлом двигателя, служит основой для размещения навесного оборудования. Снизу картер двигателя закрыт поддоном, от риска повреждения которого не застрахован ни один водитель. Однако степень риска в немалой степени зависит от конструктивных особенностей автомобиля.

ПОДДОН КАК ЭЛЕМЕНТ КОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЯ

Наиболее уязвимыми в отношении повреждения поддонов являются легковые переднеприводные автомобили с поперечным или продольным расположением силового агрегата. Двигатели этих автомобилей расположены в свесе, несколько спереди оси передних колес, причем достаточно низко, что связано с клиновидностью современных кузовов и низкой линией капота. И, хотя поддоны картеров двигателей таких автомобилей представляют собой неглубокую «ванну» и имеют плоское дно, их уязвимость все же высока. Это утверждение в большей степени относится к автомобилям с двигателями, имеющими продольное расположение и более длинный передний свес.

Современные кроссоверы по компоновке представляют собой переднеприводные легковые автомобили, несмотря на то что привод заднего моста подключается автоматически или принудительно. Поддоны картеров двигателей кроссоверов находятся в меньшей опасности из-за увеличенного дорожного просвета, но в условиях сильно пересеченной местности проигрывают поддонам классических внедорожников. Поддоны двигателей легковых автомобилей классической компоновки, имеющих поперечную балку передней подвески, уязвимы в меньшей степени, чем переднеприводных.

Чтобы расположить двигатель как можно ниже над поперечиной, обеспечив достаточный внутренний объем, поддон изготавливается ступенчатым со значительным углублением в передней части (перед балкой) или в задней части (позади балки). Более уязвим первый вариант, однако при расположении глубокой части поддона за балкой существует опасность повреждения поддона о балку при резких отрицательных ускорениях (например, внезапный наезд на препятствие). Но это возможно только при малом зазоре между поддоном и балкой и мягких подушках крепления двигателя.

В классических внедорожниках, где двигатель расположен над элементами передней ведущей оси, используются поддоны с более выраженной «ступенчатостью». При зависимой подвеске с неразрезной балкой (такие внедорожники продолжают выпускаться – УАЗ, Land Rover Defender) значительный зазор между поддоном и балкой должен обеспечить вертикальные перемещения балки при работе передней подвески. При этом глубокая часть поддона располагается практически всегда позади балки переднего моста. Защищенность такого поддона неплохая.

При независимой передней подвеске с неподвижно закрепленным сбоку от двигателя (на подрамнике или на кронштейне от самого двигателя) редуктором переднего моста (РПМ) и качающимися приводами, под поддоном оказывается удлинитель РПМ или же сам привод. Поэтому поддон также выполнен ступенчатым.

В большинстве случаев глубокая часть располагается позади удлинителя РПМ (или привода), иногда и спереди, как, например, на автомобиле «Лада Нива». При такой конструкции поддон сильно уязвим, особенно в условиях внедорожной эксплуатации. Необходима серьезная защита. При расположении глубокой части поддона позади элементов привода передней оси при независимой подвеске передних колес защищенность поддона, пожалуй, – наилучшая из всех рассмотренных случаев. Интересна, на мой взгляд, конструкция передней ведущей оси на автомобилях Range Rover. Здесь РПМ крепится слева к боковой плоскости толстостенного алюминиевого поддона, имеющего развитые ребра жесткости, а вал привода правого колеса проходит насквозь через поддон по выполненной заодно с поддоном трубе. Защищенность поддона при такой конструкции не слишком велика, однако на данном автомобиле хорошей защитой является жесткий двухуровневый подрамник.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПОВРЕЖДЕНИЯ ПОДДОНА

 Итак, удар в поддон из-за ошибки водителя или с целью предотвращения ДТП (к примеру, «прыжок» на бордюр во избежание лобового столкновения) все же случился. Какие последствия для двигателя могут наступить, что может предпринять водитель, чтобы их минимизировать? Прежде всего это зависит от характера повреждения. Рассмотрим три основных варианта.

Глубокая деформация подмятие донной плоскости без сквозного отверстия («пробоя») на двигателях с маслоприемником из алюминиевого сплава или пластиковым (двигатели со стальными штампованными поддонами или с поддонами со стальными вставками) Если в двигателе используется пластиковый маслоприемник или маслоприемник из алюминиевого сплава, а вмятина достаточно глубока, возможен облом трубки маслоприемника, так как конец трубки маслоприемника находится приблизительно в 5 мм от дна поддона. При этом место облома трубки маслоприемника может оказаться выше уровня масла.

Если масло не вытекло (пятна масла под автомобилем нет), вмятина достаточно глубока, а при пробном запуске лампа давления не гаснет (двигатель надо немедленно заглушить): необходимо залить дополнительное количество масла, сделать пробный запуск и, если лампа давления гаснет, можно осторожно, в «аварийном» режиме двигаться в сторону автосервиса или гаража. Но лучше всего погрузить автомобиль на эвакуатор. Ремонт может ограничиться снятием поддона и заменой маслоприемника – что во многих случаях непросто (конструкция некоторых автомобилей потребует снятие двигателя), но значительно проще и дешевле капитального ремонта или замены двигателя.

Незначительная деформация без пробоя – для двигателей с маслоприемником из алюминиевого сплава или пластиковым, или любая деформация для двигателей со стальным маслоприемником (двигатели со стальными штампованными поддонами или поддонами со стальными вставками) В данном случае облом маслоприемника не произойдет, но зазор между дном поддона и маслоприемником сильно уменьшится. Оставшейся минимальной щели хватит для обеспечения работы масляной системы в режимах неинтенсивного циркулирования, то есть оборотов холостого хода и невысоких оборотов под нагрузкой. Однако при интенсивном повышении оборотов может возникнуть «масляное голодание» для всех пар трения в двигателе, что приведет к печальным для него последствиям.

Итак, незначительная вмятина на донной плоскости поддона, вытекание масла не обнаружено, при пробном запуске контрольная лампа давления масла гаснет. Вроде все в порядке. К сожалению, большинство современных автомобилей с их развитыми информационными системами имеет примитивную систему контроля над давлением масла в двигателе. В большинстве случаев вся информация о давлении поступает от одного единственного датчика, имеющего порог срабатывания при давлениях (в зависимости от конструкции) от 0,5 до 0,8 бар. При этом не важно, есть ли дублирующая информация на дисплее в окне сообщений и зафиксирован ли код ошибки. Ведь данные поступают от того же порогового датчика: есть 0,5 бар – все нормально.

А ведь двигатель не сможет работать, скажем, на 4000 об/мин. при давлении масла 0,5–0,8 бар: характеристика требуемого двигателю давления круто растет в зависимости от числа оборотов. Не так давно практически каждый щиток приборов имел стрелочный масляный манометр – водитель имел возможность видеть изменение давления масла с ростом или падением числа оборотов. В некоторых случаях присутствовали и манометр, и контрольная лампа (ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106). Так как проверить давление масла на оборотах движения на большинстве современных автомобилей водителю не представляется возможным, а аварийная лампа давления не горит, необходимо аккуратно, на низких оборотах и с минимальной нагрузкой двигаться в сторону автосервиса или гаража. Ремонт будет заключаться в снятии поддона, осмотре маслоприемника и правке или замене поддона.

Сквозное отверстие - пробой поддона
Если вы обнаружили лужу моторного масла под автомобилем, не предпринимайте попыток запустить двигатель. Необходимо вызвать эвакуатор и отвезти автомобиль на автосервис. Предстоит вскрытие поддона, снятие маслоприемника и экрана (если он есть), обязательное вскрытие шатунных (желательно и коренных, что может быть очень затруднительно) вкладышей, осмотр снизу поверхности гильз цилиндров. Объем возможных повреждений напрямую зависит от того, насколько быстро остановился или был остановлен водителем двигатель после пробоя поддона, не пытался ли любознательный водитель сделать пробный запуск. Несколько десятков секунд работы без масла могут привести к задирам всех основных пар трения.  стемами имеет примитивную систему контроля над давлением масла в двигателе.

В большинстве случаев вся информация о давлении поступает от одного единственного датчика, имеющего порог срабатывания при давлениях (в зависимости от конструкции) от 0,5 до 0,8 бар. При этом не важно, есть ли дублирующая информация на дисплее в окне сообщений и зафиксирован ли код ошибки. Ведь данные поступают от того же порогового датчика: есть 0,5 бар – все нормально. А ведь двигатель не сможет работать, скажем, на 4000 об/мин. при давлении масла 0,5–0,8 бар: характеристика требуемого двигателю давления круто растет в зависимости от числа оборотов.

Не так давно практически каждый щиток приборов имел стрелочный масляный манометр – водитель имел возможность видеть изменение давления масла с ростом или падением числа оборотов. В некоторых случаях присутствовали и манометр, и контрольная лампа (ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106). Так как проверить давление масла на оборотах движения на большинстве современных автомобилей водителю не представляется возможным, а аварийная лампа давления не горит, необходимо аккуратно, на низких оборотах и с минимальной нагрузкой двигаться в сторону автосервиса или гаража. Ремонт будет заключаться в снятии поддона, осмотре маслоприемника и правке или замене поддона.

Понравилось?

Детали, узлы, агрегаты

Авто / Мото спорт