Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Чтобы не повредить крепеж, необходимо иметь набор динамометрических ключей.

31.03.11

Основное назначение динамометрических ключей при работе на СТО – обеспечение правильной сборки и монтажа различных узлов и агрегатов современного автомобиля. Даже такая элементарная операция, как установка колеса, требует применения динамометрического ключа – превышение необходимого момента затяжки колесного болта или гайки приводит к повреждению крепежных элементов. При плохой затяжке крепеж со временем ослабнет, и колесо может демонтироваться. Поэтому о покупке динамометрических ключей обязаны подумать даже в самой простой шиномонтажной мастерской, если там планируется подход к обслуживанию с высокой долей ответственности.

От простого к сложному 

Самыми простыми по типу являются так называемые шкальные динамометрические ключи (нередко их называют стрелочными). Они предельно просты: к корпусу прикреплена шкала, ручка, квадрат для торцевых головок и стрелка. Принцип их работы заключается в следующем: при затягивании стрелка остается на месте, а корпус со шкалой смещается. Погрешность таких динамометрических ключей составляет 6–8%. Зато сломать их возможно только при значительном превышении нагрузки. В зависимости от присоединяемого квадрата (от 1/4 до 1 1/2) момент затяжки соединений может составлять от долей до нескольких тысяч Нм. Но несмотря на всю простоту, на современных СТО они практически не применяются, т. к. являются неудобными в работе, а многие ведущие производители динамометрических ключей уже давно сняли их с производства. Другой тип стрелочных ключей, в которых стрелка указывает необходимый момент затяжки, имеет иной принцип работы. Здесь замкнутая шкала (циферблат) находится в за- крытом корпусе и по виду напоминает манометр. Их точность – около 3%. Измеряемый момент затяжки составляет для ключей с присоединительным квадратом 1/4 от 1 до 20 Нм. Для оснащенных квадратом на 3/8 он составляет 5-50 Нм. Ключи с присоединительным размером 1/2 работают в диапазоне 15-200 Нм. Самый распространенный для данного типа ключей квадрат – 3/4. В зависимости от модели ключа чаще всего диапазон составляет 30– 280 или 100–850 Нм. Если же квадрат у ключа равен 1, то он способен работать от нескольких сот до пары тысяч Нм. Существуют ключи подобного типа и с квадратом на 1 1/2 и даже 1 3/4, но их рабочий диапазон находится далеко за пределами моментов затяжек крепежа на транспортных средствах. В последнее время наиболее широкое распространение получили динамометрические ключи щелчкового (предельного) типа. Они предназначены для затягивания по часовой стрелке с заранее установленным усилием. Однако существуют и варианты подобных ключей, которыми можно затягивать крепеж против часовой стрелки. Это возможно благодаря переключению присоединительного квадрата на противоположную сторону. При этом все производители щелчковых динамометрических ключей гарантируют заявленную точность моментов затяжки только при работе в основном направлении (по часовой стрелке). Щелчковые динамометрические ключи выглядят как привычная «трещотка», но при этом на их рукоятке нанесена шкала. Нужный момент выставляется поворотом ее вращающейся части. Когда при затяжке крепежа достигается необходимый момент, раздается щелчок. Погрешность этих ключей обычно составляет около 4%, что позволяет проводить фактически все работы, связанные с ремонтом автомобиля. На первом месте по распространению стоят ключи с присоединением под квадрат. В зависимости от момента затяжки они бывают с квадратами пяти основных типов: 1/4, 3/8, 1/2, 3/4 и 1 (редко встречаются 1 1/2). При этом ключи с квадратами 3/4 и 1 применяются на СТО очень редко (в основном на сервисах, обслуживающих грузовые автомобили). А ключи с квадратом 1 1/2 на авторемонтных предприятиях вообще не встречаются. В зависимости от типа квадрата существует ограничение по моменту затяжки. Так, ключи с присоединением под 1/4 рассчитаны максимум на 40 Нм. Если же у ключа присоединительный квадрат равен 3/8, то его рабочий диапазон составляет от 5 до 120 Нм. Следом идут ключи на 1/2, при этом редко бывает, что один ключ перекрывает моменты затяжки от 30 до 300 Нм. Чаще всего необходимо два ключа – один работает в диапазоне от 20 до 120 или от 40 до 210 Нм, а второй от 60 до 320 или от 70 до 350 (реже 400) Нм. Но можно поступить иначе: вместо второго на 1/2 выбрать ключ с присоединением на 3/4 – его рабочий диапазон составляет от 80 до 800 Нм. Ну и наконец, ключи с присоединительным квадратом, равным единице вполне пригодны для затяжки соединения с моментом до 2000 Нм. В любом случае совсем не обязательно приобретать ключ под имеющиеся торцевые головки с определенным квадратом или же, наоборот, покупать для каждого ключа свой комплект головок. Для того чтобы не было подобных проблем, существуют переходники, которые позволяют использовать головки с «неродным» присоединительным квадратом. Решение очень простое и довольно бюджетное – одним из недостатков является сложность работ в труднодоступных местах, так как за счет применения переходника потребуется больше места для размещения ключа. Кроме того, используя переходники, необходимо помнить, что сами переходники имеют ограничения по прилагаемым к ним усилиям. Так, при попытке использовать динамометрический ключ с квадратом 3/4 или 1 для закручивания через переходник (по-другому не получится) гайки с размером под ключ 8 или 10 мм переходник может сломаться задолго до достижения нужного момента затяжки. Также необходимо всегда следовать логике здравого смысла, т. к. при первой же попытке затянуть гайку на 30 мм динамометрическим ключом с квадратом 1/4 (здесь также не обойтись без переходника) этот ключ может просто разрушиться, равно как и сам переходник. Кроме того, существуют щелчковые динамометрические ключи под насадки. У них на конце стержня внутренний квадрат заданного размера, в который вставляются необходимые насадки (напоминают рабочую часть рожкового или накидного ключа). В некоторых труднодоступных местах такой тип присоединения является более предпочтительным, но при этом необходимо приобрести отдельно комплект насадок. Существуют и электронные динамометрические ключи. Они оснащены жидкокристаллическими дисплеями, а их точность составляет не менее 1%. При этом показания отображаются в любых системах измерения (кгм, фунты/дюйм, Нм). Довольно часто подобные ключи оснащаются разъемом для соединения с компьютером. Кроме того, что необходимый момент затяжки можно установить с компьютера, еще имеется возможность распечатки данных затяжки и другой информации (дата, время, номер операции, марка автомобиля и т. д.). При всей наукоемкости они на СТО практически не применяются, т. к. по соотношению цена / функциональность / надежность не могут конкурировать с щелчковыми ключами. Один из главных недостатков электронных динамометрических ключей – хрупкость конструкции – в условиях СТО, наверное, можно назвать определяющим. По типу присоединения они полностью идентичны щелчковым – в ходу как присоединительный квадраты, так и насадки. В целом совпадают и рабочие диапазоны по моменту затяжки.

Переходим к выбору

Для того чтобы иметь возможность проведения всех типов ремонтных работ, следует иметь ключи с различным моментом затяжки. При этом не стоит забывать, что крайне желательно, чтобы значения необходимого момента затяжки не находились на границе возможностей ключа. Проще говоря, не стоит использовать ключ для затяжки соединения с необходимым моментом в 24 Нм, если его предел как раз 24 Нм и составляет – в лучшем случае будет выше погрешность измерения. Поэтому-то и стоит приобрести ключи со всеми типами присоединительных квадратов, тогда все рабочие диапазоны будут перекрываться и риск повреждения соединений и самих ключей будет практически сведен на нет. При выборе типа ключа стоит четко себе представлять, для каких работ он будет предназначен. Допустим, если с его помощью планируется проверять лишь затяжку болтов и шпилек на колесах, то вполне достаточно хотя и грубого, но зато простого и недорого стрелочного ключа шкального типа (есть и дорогие модели, но они предназначены для иного типа работ). Зато если его будут использовать для затяжки ответственных соединений, то лучше не скупиться и приобрести как минимум щелчковый ключ, а если позволяют средства, то и ключ с ЖК-дисплеем. Циферблатные ключи тоже находят своих поклонников, но, как показывает практика, подобные инструменты более подходят для индустриального применения, нежели для работы на сервисе. Да и стоят они обычно недешево.

Правильный уход – залог долгой службы

Динамометрический ключ при должном уходе может прослужить многие  годы. Поэтому следует запомнить несколько правил. Во-первых, после проведения необходимых работ ключ следует очистить от загрязнений и выставить регулятор на минимальный уровень (в противном случае механизм будет подвержен длительной статической нагрузке, что повлияет на точность измерения). Во-вторых, периодически следует проводить поверку (точность измерения) и при необходимости смазку узлов ключей. Бережное обращение – залог долгой службы ключа. Так, если щелчковые способны переносить небольшие удары, то у остальных ключей неизбежно будут повреждены узлы измерения – или стрелка погнется, или дисплей будет разбит. Никогда не следует забывать, что динамометрический ключ нельзя использовать в качестве обычного слесарного инструмента. Он является измерительным инструментом, поэтому весь крепеж надо затягивать сперва обычными ключами и уже при возникновении усилия при затяжке дотягивать динамометрическим. Кроме того, ни один динамометрический ключ ни в коем случае нельзя использовать для откручивания крепежа – это одна из самых распространенных причин поломок динамометрических ключей на СТО. Большая длина всех ключей буквально провоцирует механиков использовать их для срыва «закисшего» крепежа, а также колесных болтов и гаек. Поэтому одной из задач администрации любой СТО является повышение культуры производства. Не следует пренебрегать ролью динамометрического ключа при любых ремонтных работах, связанных с затяжкой крепежа. Простая экономия на инструменте может обернуться большими проблемами. Например, для извлечения сломанной шпильки из блока двигателя будет потрачено немало времени, которое можно было бы использовать гораздо эффективнее. Да и клиент вряд ли обрадуется повреждению крепежа на своем автомобиле.

Михаил МУШНИКОВ, генеральный директор ОО «Магнус Инструмент», официальное представительство HAZET-WERK в РФ

Необходимо помнить, что при работе с динамометрическими ключами нельзя использовать карданные шарниры, которые довольно часто применяются в местах работы с ограниченным пространством и неудобным доступом к элементам крепежа. В принципе при затяжке крепежа под небольшим углом 7–10о (расположения оси элемента крепежа по отношению к оси приводного квадрата ключа) момент затяжки передается практически без искажений, ново избежание недоразумений ни один из уважающих себя производителей не будет гарантировать правильность момента затяжки, достигнутого таким способом. Поэтому у всех серьезных фирм-производителей в правилах эксплуатации обязательно прописана недопустимость применения карданных шарниров и любых других приспособлений, позволяющих изменить угол затяжки. Щелчковые динамометрические ключи известных производителей помимо щелчка, определяемого на слух, имеют дополнительные сигнализаторы достижения нужного крутящего момента. Поскольку в рабочее время обстановка на любой СТО всегда достаточно шумная, существует риск не услышать даже самый громкий щелчок. Именно по этой причине компания HAZET оснащает свои ключи небольшой кнопкой дополнительной сигнализации, которая выскакивает на несколько миллиметров из своего гнезда, расположенного в корпусе ключа, одновременно со щелчком. Эта кнопка легко воспринимается визуально, а также легко осязаема, если при выполнении рабочей операции положить на нее палец. В данном случае пропустить нужный момент затяжки невозможно. Учитывая специфичность конструкции динамометрических ключей, серьезные производители, как правило, поставляют свою продукцию в ударопрочных футлярах. Существуют динамометрические ключи с предустановленным моментом затяжки. Такие ключи не имеют шкалы и используются в основном на сборочных производствах, когда не требуется частое изменение моментов затяжки. Такие ключи также имеют различные диапазоны моментов: 2–25 Нм, 15–85 Нм, 50–200 Нм, 60–320 Нм и т. д., но при помощи специального приспособления вы можете установить только какой-то один конкретный момент из имеющегося диапазона. Для изменения устанавливаемого момента таким ключам понадобится также тестер крутящих моментов. Помимо динамометрических ключей существуют также динамометрические отвертки, предназначенные для закручивания мелкого крепежа с требуемым моментом затяжки. Но данный инструмент гораздо более широко распространен на сборочных производствах, нежели в автосервисах и ремонтных мастерских.

Понравилось?

Детали, узлы, агрегаты