Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Методы современной диагностики мототехники

31.03.11

Артем ПАШКОВ, руководитель ООО «Мультипасс»

Полноценная диагностика мототехники экономит немало времени, денег и нервов, тогда как поэтапная разборка узлов мотоцикла с заменой всех подозрительных деталей не всегда приводит к обнаружению и устранению неисправности, тем более, если вы выполняете ее самостоястельно, используя руководство по ремонту мотоцикла.

 

К сожалению, в России владельцы мотоциклов пока не привыкли обращаться в мотосервис с целью проведения диагностики. Объясняется это в первую очередь непризнанием того факта, что мотоцикл после проведения ремонта и внесения изменений в его конструкцию либо сопряженных узлов необходимо настроить. К тому же владельцы мотоциклов, да и нередко специалисты мотосервисов, излишне доверяют себе, полагая, что при необходимости смогут осуществить настройку самостоятельно, взяв на вооружение руководство по ремонту мотоцикла.

Между тем диагностика в обязательном порядке должна проводиться как при наличии неисправностей, так и после проведения доработок, т. е. тюнинга. Кроме этого клиенты могут обратиться в сервис и перед покупкой мотоцикла с целью проверки исправности всех его систем. Как уже говорилось, после внесения каких-либо изменений в механику без диагностики и последующей отладки не обойтись. Допустим, на мотоцикле производится замена выпускной системы или воздушного фильтра. Любое подобное действие требует перенастройки. Или возможен такой вариант: многие современные мотоциклы оснащены электронными рукоятками газа, когда вместо тросового привода используется передача сигнала по проводам – на рукоятке стоит резистор, а дроссельную заслонку открывает сервопривод.

При этом происходит ограничение газа на определенной передаче, и обойти это явление «блоками-проставками» невозможно. В таком случае проблема решается кардинально – эта система удаляется и устанавливается обычный тросовый привод заслонки. Почти каждый владелец мотоцикла мечтает увеличить его мощность. Однако в большинстве случаев сделать это без вмешательства в механическую часть и систему управления практически невозможно. Тем не менее выход есть – это изменение системы управления мотором. Их, по сути, всего две – Denso и KeiHen. По архитектуре своей они в принципе одинаковы. Но для того чтобы мотоциклисты не испортили моторы на своей технике, скачав первое попавшееся руководство по ремонту и эксплуатации мотоцикла, доступ к прошивкам систем управления заблокирован.

В целях улучшения показателей моторов эту преграду можно обойти двумя способами. В первом случае нужно приобрести новый блок управления с возможностью полного перепрограммирования.

При этом стоимость блоков составляет от 700 до 10000 евро в зависимости от бренда, сложности и других характеристик. Второй вариант предусматривает подключение перехватывающего блока в систему управления. Он перехватывает сигнал на форсунки и подключается к датчикам. В итоге он или увеличивает, или уменьшает время импульса на форсунки, которые соответственно впрыскивают необходимое количество топлива. Подобные блоки-перехватчики стоят гораздо дешевле – около 350 долларов. После подобных манипуляций проведение диагностики – обязательное условие, и осуществить ее можно несколькими способами, которые рассмотрены ниже (исключая первый).

Самодиагностика

Самостоятельно и легко настроить двигатель можно было в ХХ веке, открыв любое руководство по ремонту мотоцикла, так как устройство систем управления двигателем было проще и состояло из карбюратора и элементарных систем зажигания. Сейчас же в связи с широким применением электроники процесс настройки становится сложнее. Кроме того, мотоциклы теперь производятся с учетом экологических требований, что также значительно усложняет конструкцию систем впрыска и зажигания. Рассмотрим процесс диагностики на примере сбоя в работе датчика.

Каждая современная система управления имеет функцию самодиагностики. Неполадки в работе датчика она определит и выдаст код ошибки, а на панели приборов моментально появится надпись Check Engine или загорится предупреждающая лампа. Тем самым система покажет, что она обнаружила неисправность – обрыв, замыкание и т. д. Например, в случае с λ-зондом может проявляться его пониженная активность, отсутствие активности или обрыв нагревателя зонда. В некоторых системах с помощью панели приборов можно самостоятельно считать ошибки, записанные в блоке управления, а затем, выяснив причину, устранить неисправность. Но в большинстве случаев придется воспользоваться фирменным сканером для считывания ошибок.

Диагностика сторонними системами

В других случаях при явной неисправности мотора система управления не обнаруживает ошибки. Такое явление может возникать, например, при сильно засоренном воздушном или топливном фильтре, «умирающем» бензонасосе, неисправном регуляторе давления топлива и т. п. Из-за того что системы впрыска на мотоциклах довольно просты по сравнению с автомобильными и они не оборудованы датчиком массового расхода воздуха, как подавляющее число бензиновых автомобильных двигателей, возможности самодиагностики сильно ограничены.

Комплексную диагностику удобнее проводить с помощью специальных сканеров, например Texa AXONE Direct. Данный сканер может выполнять все диагностические проверки на основе стандартных функций программного обеспечения IDC3 Pocket. Кроме того, можно воспользоваться и более совершенными системами, как Texa AXONE Pad. Он используется совместно с диагностическим интерфейсом, который подключается к диагностическому разъему транспортного средства, причем весь обмен данными идет по беспроводному соединению Bluetooth. Прибор можно подключить к интерфейсу NAVIGATOR TXT, TXC, TXB или TRIBOX Mobile, а также к оборудованию анализа вредных выбросов GASBOX Autopower и OPABOX Autopower совместно с устройствами быстрого опроса датчиков RC2 или RC3.

Пользуясь всего лишь одной встроенной операционной системой, оператор может применять все устройства с одним прибором, предназначенным для отображения и обработки данных. Базовая карта топливоподачи в мотоциклах составлена с учетом двух параметров – оборотов коленвала и угла открытия дроссельной заслонки. Основные значения этих показателей умножаются на коэффициенты поправок по температуре, атмосферного давления и т. д. В случае, например, засорения воздушного фильтра при использовании тестеров выявляется факт переобогащения смеси, так как необходимое количество воздуха не поступает. Таким образом, обнаруживается неисправность, причем довольно серьезная, которая никак не диагностируется самостоятельно системой управления мотоцикла.

Детальный подход 2(31) март 2010 / технологии

Порой сложность заключается в том, что пробой в катушке зажигания может себя никак не проявлять на холостом ходу, но при возникновении нагрузки выражаться в перебоях работы мотора. При холостых оборотах давление в камере сгорания меньше и напряжения хватает, чтобы искра пробила зазор между электродами. С ростом же оборотов увеличивается давление и плотность смеси – свеча начинает работать с перебоями. Возможен и более простой вариант – если мотоцикл уже привозили на диагностику (часто владельцы мотоциклов, не осилив изчение скачанного руководства по ремонту и эксплуатации мотоцикла, обращаются в мотосервисы с этой целью), то после проверки в базе данных сервиса, как правило, оставался график испытаний. Соответственно, когда данный мотоцикл в дальнейшем привозят для выявления проблемы, можно сравнить полученный результат с тем, что был сохранен в архиве. В итоге любые изменения в работе мотора будут замечены – износ поршней, цилиндров и т. п., что обязательно скажется на наполнении цилиндров топливно-воздушной смесью и в результате на кривой крутящего момента. Можно обойтись и без архивных данных конкретного мотоцикла и сравнить полученные результаты с результатами после испытаний подобного исправного мотоцикла.

Газоанализаторы 

Иногда повреждения мотора выявляются на ранней стадии, что позволяет значительно снизить стоимость ремонта. Например, по итогам проведения анализа состава выхлопных газов можно существенно облегчить работу мастера и снизить затраты клиента. В итоге при диагностике на стенде можно определить, что детали мотора изношены, но пока не разрушены. Вообще о многом по состоянию мотоцикла можно судить по показаниям газоанализаторов, которые широко представлены на рынке – начиная от простых моделей и заканчивая самыми передовыми. Так, например, газоанализатор TEXA GASBOX Autopower имеет встроенную батарею, что позволяет поддерживать автономную работу прибора на протяжении более шести часов, а беспроводный канал передачи данных через Bluetooth дает возможность производить измерения в автономном режиме, не используя кабели для связи с источником питания и компьютером. По составу смеси можно определить, насколько плотно прилегают фаски клапанов или смещаются фазы газораспределения, когда шестерня распредвала перескочила на несколько зубьев. В этом случае газоанализатор обязательно покажет несгоревшее топливо и высокую температуру в выпускной системе. Конечно, только по этому параметру сделать определенные выводы нельзя, но при сравнении нескольких факторов можно гораздо быстрее выявить неисправность.

Использование стенда 

Иногда на серьезную проблему указывают «провалы» мощности и рывки при движении – как следствие мотоцикл не разгоняется на высокой скорости. Именно на такие случаи и рассчитаны динамометрические стенды (Space, Dynojet), на которых можно сымитировать движение по трассе. Нередко на холостых оборотах и при небольшой нагрузке мотор мотоцикла работает исправно, но стоит разогнаться, и он дает сбои. Казалось бы, слишком густой дым можно увидеть и без приборов, достаточно погазовать на месте. Однако бывает и так, что мотор дымит только под нагрузкой. Поэтому без использования динамометрического стенда обойтись трудно, иначе полноценной настройки добиться не получится. Подобный стенд, например Dynojet, представляет собой станину с одним или двумя тяжелыми барабанами, моделирование нагрузки осуществляется за счет сопротивления раскрутке этих барабанов – значительный момент инерции барабанов не дает мотоциклу быстро набрать обороты. Чем тяжелее барабаны, тем дольше мотор будет раскручивать их до максимальных оборотов и соответственно точнее будет результат. Сила, затрачиваемая на раскрутку барабанов, пересчитывается в крутящий момент, который затем можно пересчитать в мощность.

Такие стенды работают в комплексе с тестерами для считывания параметров двигателя и газоанализаторами для анализа состава выхлопных газов. Все это оборудование подключается к компьютеру, затем производятся расчеты как во всем диапазоне работы мотора, так и при определенных режимах. Помещение, где устанавливается стенд, должно быть оборудовано мощной приточно-вытяжной вентиляцией, и не только для снижения вреда для мастера, который на нем работает. Дело в том, что во время настройки двигателя в помещении должен быть свежий воздух. Если содержание кислорода резко понизится, то упадет и мощность. На стенде также легко можно выявить неисправности в сцеплении. По итогам комплексной проверки строится график передаточного числа, который показывает, в какой момент при пробуксовке разрывается или перестает быть жесткой связь между двигателем и колесом. Результаты отражаются в показаниях датчиков оборотов двигателя и частоты вращения колеса. Анализируя эту кривую, можно с большой долей уверенности «поставить диагноз» сцеплению. С помощью стенда вполне реально проверить и работу различных дополнительных электронных систем.

Например, квик-шифтер – система для быстрого переключения передач, позволяющая не выжимать сцепление. Достаточно дернуть рычажок переключения, на котором установлен датчик, по сигналу с которого на некоторое время отключается зажигание или подача топлива или и то и другое сразу. Происходит кратковременное размыкание шестерен коробки передач, включается следующая передача, и система управления вновь включает зажигание или топливоподачу. Важным параметром работы этой системы является промежуток времени, на который отключаются системы зажигания и питания. Причем при переключении повышенных или пониженных передач этот промежуток должен отличаться продолжительностью. В случае некорректной настройки времени при переключении передач будут наблюдаться провалы или, наоборот, излишне жесткое переключение. Кроме того, с помощью стенда можно настроить карбюратор, систему впрыска или зажигание. Для того чтобы настройки были как можно более точными, двигатель надо хорошо нагрузить. Однако даже с помощью стенда не всегда удается достичь оптимальных настроек в силу конструктивных особенностей мотоцикла. В любом случае приборы для диагностики лишь инструмент, а основной составляющей правильной работы является все же опыт и знания мастера.

Понравилось?

Технологии