Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Современный дизель

31.03.11

 Алексей ДУХОВНЫЙ,
руководитель отдела гаражного оборудования Группы БЕРГ

Сто двадцать лет прошло с тех пор, как Рудольф Дизель приступил к развитию теории нового термодинамического цикла, получившего название «цикл Дизеля». Еще три года ему понадобилось для того, чтобы усовершенствовать свою идею по созданию «экономичного термического двигателя», патент на который он получил в 1893 году. Первый же действующий образец был построен в 1897 году и испытан 28 января.


Ряд опытов, проведенных при испытании, сразу вскрыл основные проблемы использования топлива из твердых частиц угольной пыли, очень быстро Рудольф Дизель пришел к выводу, что для его двигателя в качестве топлива идеально подойдут тяжелые нефтяные фракции. Основным отличием в работе двигателя, построенного Дизелем, стал принцип воспламенения горючей смеси от высокой степени сжатия. То есть топливо не поджигалось, как в двигателях, работающих по «циклу Отто» (традиционных бензиновых двигателях), а взрывалось от большого давления и высокой температуры при сжатии. Такие двигатели широко применялись на протяжении следующих 20-30 лет в различных стационарных установках и морских судах. Но использование воздушного компрессора для создания давления не позволяло использовать эти двигатели там, где нужны были высокие обороты, а именно в автомобилестроении.

Такая ситуация продолжалась до 20-х годов прошлого века, пока немецкий инженер Роберт Бош не создал новый насос высокого давления, а использование его совместно с гидравлическим нагнетателем воздуха позволило получить приемлемые результаты по оборотам для автомобильной промышленности. С этого момента началось широкое применение дизельных двигателей по всему миру. Их стали устанавливать на автобусы и грузовые фургоны, они получили распространение в судостроении и тепловозостроении. Буровые установки, дизельные генераторы и компрессоры, насосы, отопительные системы – вот небольшой перечень использования дизельных двигателей в промышленности. Естественно, все они требуют соответствующего обслуживания, без которого не смогут работать долго и эффективно.

 

Обслуживание дизелей 

Сегодня на рынке присутствует несколько производителей дизельных топливных систем, среди которых стоит выделить следующие: Bosch/Zexel, Delphi, Denso, Stanadyne, Continental, Cumins. В странах Европейского союза каждый второй автомобиль, поставленный на учет, оснащен дизельным двигателем. В сегменте грузовых автомобилей этот показатель еще выше, сейчас очень редко можно увидеть грузовик или трактор с бензиновым мотором. При этом производители непрерывно работают над своими системами, постоянно улучшая показатели работы двигателя, поставив во главу экологические показатели и соответствие нормам токсичности. Системы становятся более сложными и дорогими, точность исполнения деталей идет на микроны, огромное количество электроники приближает их к уровню космических кораблей.

Наравне с этим растут и требования по обслуживанию дизельных систем, особенно в странах с низким качеством дизельного топлива, к которым, увы, относится и Россия. Некоторые производители систем разработали собственные концепты дизельных сервисов и оборудования для ремонта. Безусловным лидером здесь является Bosch. Широкая гамма оборудования и концепт Bosch Diesel Service уже много лет работает по всему миру. Второй крупнейший производитель топливной аппаратуры, компания Delphi, также разработала собственную программу для ремонта топливной аппаратуры. Но инженеры Delphi на стали тратить время и средства на разработку собственного оборудования. Они поручили этот вопрос английской компании Hartridge, которая уже более 85 лет выпускает подобное оборудование. Надо отметить, что так же поступила и компания Denso.

На российском рынке представлено много производителей оборудования для ремонта и регулировки топливной аппаратуры, это ряд итальянских компаний, таких как Zeca и Rabotti, турецкие стенды MakTest, отечественные производители, такие как Малоярославский завод и ЦНИДИ. Кроме этого надо упомянуть китайских производителей, без них картина рынка не будет полноценной. Однако на вершине этого айсберга находятся Bosch и Hartridge, только они способны удовлетворить самые высокие требования производителей дизельных двигателей. Надо отметить, что стенды Hartridge авторизованы такими компаниями, как Delphi, Denso, Continental, Stanadyne, Caterpillar, Cummins. А оборудование Bosch обязательно используется на всех станциях, имеющих статус Bosch Diesel Service.

Все современное оборудование можно разделить на две группы: – Оборудование, созданное для работы с конкретными системами (Common Rail, EUI/EUP (насос-форсунки), традиционные системы); стенды, выполняющие все функции, обслуживающие любые системы (AVM2-PC Hartridge и EPS -815 Bosch). Однако последние достаточно громоздки и требуют длительной переоснастки при переходе с одной системы на другую. С целью экономии времени и были созданы стенды, выполняющие только определенные функции. – Сервисное оборудование, оборудование для мойки, оборудование для диагностики, специальное оборудование. Остановимся подробно на рассмотрении типов оборудования.

Моечное оборудование.

 В большинстве случаев любой отечественный дизельный сервис обходится ведром с чистой соляркой и кисточкой. Между тем отверстие в распылителе в несколько раз тоньше человеческого волоса, а зазоры в движущихся элементах составляют несколько микрон. Работа с такими элементами требует хирургической чистоты, больше половины всех отказов топливной аппаратуры связаны с загрязнением, и исключить вероятность попадания посторонних элементов – задача механика.

Для этого созданы специальные рабочие зоны, так называемые чистые кабинеты, в которых из-за управляемой системы давления и фильтрации полностью отсутствует пыль. Еще одна необходимость – это промывочная ванна, куда под давлением подается моющее средство без риска потери мелких деталей. Обязательным требованием является и наличие ультразвуковой ванны – только после ее использования форсунки должны попадать на испытательные стенды.

Сервисное оборудование.

 Очень часто это оборудование используют сервисные станции, которые не занимаются ремонтом топливной аппаратуры, но принимают на ремонт автомобили с дизельными двигателями. Представьте себе, что вы владелец автосервиса VW и к вам на обслуживание приезжает дизельный Touareg, имеющий проблемы с двигателем, но вы не обслуживаете такие моторы. Чтобы в таких случаях не отказывать клиенту, можно заранее приобрести тестовое оборудование, которое позволит провести первичную диагностику форсунок.

После диагностики можно установить новую форсунку, либо отправить вышедшую из строя на ремонт в дизель-сервис. При этом клиент заплатит деньги за ремонт вашему автосервису. Это оборудование может использоваться в дизельных сервисах, для того чтобы определять – возможен ли ремонт того или иного элемента или требуется замена. Использование такого оборудования позволяет избежать долгого переоснащения основного стенда и сэкономить время.

Диагностическое оборудование.

 К этой группе относится оборудование, предназначенное для определения качества процессов сгорания непосредственно на двигателе (дымомеры); приборы, отвечающие за контроль экологичности дизельных двигателей; тестеры качества топлива, которые необходимы при выполнении входного контроля автомобиля.

Специальное оборудование.

Оборудование, разработанное по требованиям заказчика. Как упоминалось раньше, область применения дизельных двигателей очень широкая, в этой связи довольно часто требуются стенды для специальных двигателей судов или тепловозов. Из-за своих размеров данное оборудование не может тестироваться на обычных стендах. Ярким примером является стенд, разработанный компанией Hartridge для океанского лайнера Queen Mary II, который из-за своих размеров удалось разместить только в трюме.

Тест-планы 

Знать выходные параметры всех топливных систем не под силу обычному человеку, необходимо где-то брать эталонные значения. Конечно, можно обходиться эталонными образцами и снимать с них нужные показания, но все системы разные и дорогостоящие, поэтому иметь запас эталонных элементов удается не всем и не всегда. Здесь и приходят на помощь тест-планы. Стенды ведущих производителей всегда имеют режим работы AllMakes – универсальный режим, который позволяет тестировать системы всех ведущих производителей.

А если речь идет о серьезном ремонте, тогда необходима программа производителя топливной системы. Такие программы доступны на авторизованных стендах. Приведу пример: после ремонта форсунки Delphi необходимо создать 16-значный C2I-код, выполняющий функцию ДНК форсунки. Если при установке данного элемента на двигатель не внести в блок управления код, форсунка будет работать некорректно и выход ее из строя станет лишь делом времени. А сгенерировать такой код может только оборудование Hartridge с программным обеспечением IRIS, то же самое и с форсунками Denso.

В заключение хочется сказать, что оборудование для ремонта дизельных систем в настоящее время из роскоши превратилось в необходимость. Большинство производителей разрабатывают и совершенствуют свои системы, базируясь на данном оборудовании, и выполнение качественного обслуживания без него просто невозможно. Разумеется, стоимость этих стендов высока, но, учитывая современные тенденции роста дизельного парка автомобилей, можно сказать, что все эти вложения могут стать решающими в образовании будущих прибыльных услуг вашего предприятия. 

Понравилось?

Детали, узлы, агрегаты