Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Хищения на автосервисе: причины и эффективные решения

19.04.11

ДМИТРИЙ ЗАКС,
руководитель отдела персонала МПЗ.


При приеме сотрудников на работу каждый пятый кандидат может оказаться расхитителем. С той же вероятностью среди соискателей обнаруживаются кристально честные люди, которые не украдут даже тогда, когда можно это сделать абсолютно безнаказанно.

Структура предприятия имеет непосредственное отношение к проблеме воровства. Если среда, в которую попадает сотрудник, поощряет двойные стандарты, со временем бывший новичок может стать не вполне искренним и честным на руку. Но если на предприятии внедрена четкая система контроля на всех участках работы (закупки, склад, приемка, слесарный/кузовной цеха), отсутствуют всякого рода «приближенные», принято внимательное отношение к коллективу со стороны руководства, то, скорее всего, специалисты будут работать исключительно на хозяина бизнеса за оговоренную зарплату, оставаясь честными. Каждый автосервис борется за своих клиентов. Нередко решающим фактором является цена. Раньше руководство автосервисов могло себе позволить перекладывать некоторые издержки в работе с персоналом на клиента (включение в счет утраченных расходных материалов сервиса, перерасход масла при прохождении ТО и т.д.). Сегодня это уже неприемлемо: компаниям приходится вставать на путь жестких мер в отношении своих сотрудников. Основная сложность заключается в том, что работающие специалисты принимают нововведения крайне неохотно, даже враждебно. В выигрыше остаются те компании, которые изначально строили работу со своим персоналом на основе четких требований и контроля.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Основная работа с персоналом по пресечению хищений на предприятии производится «на входе», то есть при приеме специалиста в компанию. Пока наемный сотрудник – новичок и не разобрался в особенностях работы компании, не приспособился под них, важно создать у него четкое представление о том, что воровство карается жестко и безжалостно. Непродуктивно пугать «впрок», важно сформировать ожидания новичка таким образом, чтобы они подкреплялись контрольными мерами в действительности. Если руководство или служба персонала сообщают автослесарю, что на автосервисе периодически проводятся проверки, то такие проверки должны происходить на самом деле. Если кладовщику поступает информация о том, что инвентаризация на складе проводится ежемесячно, то таки должно быть. В противном случае сотрудник очень скоро понимает, что контроль в компании присутствует только на словах, и соблазн совершить кражу увеличивается. Кроме психологической обработки существуют административные меры пресечения воровства, о которых следует предупреждать сотрудников заранее. Показательные увольнения, лишение премий, личная или коллективная материальная ответственность за оборудование, инструмент, материалы и низкое качество работ наиболее эффективны, когда сотрудники знают о них заранее.

МЕРЫ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ХИЩЕНИЙ
В борьбе с пресечением воровства необходимо соблюдать правило золотой середины, так как бесконечная борьба за звание «кристально честной компании» экономически нецелесообразна. На некоторых участках работы автосервиса физически невозможно пресечь нецелевое расходование средств предприятия. Например, при кузовном ремонте весьма проблематично вести строгий учет материалов. Так, если при полной окраске кузовных деталей страховые компании дают нормативы расходования, то при ремонтной окраске таких нормативов нет и маляры экономят материал, который используют в дальнейшем для перекраски или как источник дохода. Многие авторемонтные предприятия, которые пытаются предотвратить потери, выплачивают малярам процент от стоимости сэкономленных материалов. Подобная мотивация привлекает работников, и они начинают экономить материалы предприятия. Но данный способ хорош только для автосервисов, получающих значительный приток наличных денег. На СТО, где основная часть заказов на кузовной ремонт приходится на застрахованные автомобили и безналичные взаиморасчеты с заказчиками, эффективность упомянутого метода снижается. Также невозможен четкий контроль расходования моторного масла при прохождении автомобилем ТО, так как расходомер на бочке с маслом меняет свои показания в зависимости от плотности масла. Часть его неизбежно уходит «налево», это 10—15 % от общего количества. Необходимо понимать, что самые крупные и дерзкие хищения на предприятии происходят в сговоре, когда «в получении прибыли» участвует не один, а несколько сотрудников. Чтобы избежать этого, важно поддерживать качественный уровень взаимоотношений с ключевыми специалистами и соответствующе мотивировать их. И, если возникают подозрения на сговор, следует незамедлительно предпринять необходимые меры. Для начала попробуйте развести потенциальных расхитителей в разные рабочие смены.

ХИЩЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
Думаю, можно сказать, что доля материальных хищений на автосервисах невелика. Если предприятие небольшое, то все манипуляции персонала, как правило, «на виду» и контролируются напрямую. На крупном предприятии обычно ведется компьютеризированный складской учет, а также систематически проводятся инвентаризации. Поэтому основная причина упущения прибыли – это воровство нормочасов. Почти у каждого опытного автослесаря есть свой круг клиентов, которые обращаются непосредственно к нему, и нередко такие обращения частично или полностью проходят «мимо кассы». Например, клиентом оплачивается только ТО, а остальные работы слесарь выполняет, обогащая собственный карман, причем в рабочее время и на оборудовании предприятия. Количество таких работ может достигать 20% от общего объема. С другой стороны, убыточным для предприятия является халатное отношение персонала к своей работе. Если страдает качество, вряд ли клиент вернется в этот автосервис вновь.

АВТОМАТИЗАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕСРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Основной и неизбежный шаг в предупреждении хищений в компаниях, оказывающих услуги автосервиса, – четкая регламентация бизнес-процессов на всех участках. Внедрение современных информационных систем автоматизации, таких как «1С Управление автосервисом», INCADEA и т.д., обеспечивает четкость и прозрачность контроля над технологическими процессами. При регистрации первичных документов в системе в специализированных регистрах сохраняется информация о том, кто создавал или корректировал учетную запись. При вводе документов сохраняется структура подчиненности, и легко отследить, кто и когда работал с файлами. Таким образом, всегда можно найти ответственного пользователя за операцию изменения складских остатков запчастей, а значит – выяснить, кто виноват в том, что есть несоответствия. Действенным способом контроля являются системы учета рабочего времени. Они состоят из аппаратного комплекса и базы данных, в которой учитываются все перемещения сотрудников внутри предприятия. Системы позволяют с наибольшей вероятностью обнаружить нечистого на руку сотрудника, и часто используются в качестве решающего аргумента. Кроме того, такие системы позволяют оценить расходование рабочего времени сотрудниками. Эффективны системы видеонаблюдения и прослушивания разговоров сотрудников. Однако при внедрении подобных методов необходимо проинформировать персонал о том, что такой технический контроль осуществляется на предприятии. Но ни одно из средств автоматизации работы предприятия или технического контроля за сотрудниками не позволит полностью избавиться от проблемы хищений. Даже если в слесарном цехе установлены камеры видеонаблюдения, а учет рабочего времени по заказам нарядам автоматизирован – не стоит обольщаться.

Понравилось?

Организация и управление