Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Автосервис и товарные знаки

21.07.11

Илья Шлыков,
юрист

Повседневная жизнь современного человека заполнена брендами (или, если использовать терминологию российского гражданского кодекса, товарными знаками), как голова студента знаниями в ночь перед экзаменом. Несколько лет назад в интернете ходила забавная картинка, представлявшая обычный день офисного работника как цепочку товарных знаков – в 6:00 Colgate, в 9:00 HP и Nokia, в 13:00 McDonalds и так далее. Действительно, мы ежедневно создаем, продаем, покупаем и потребляем тысячи товаров, каждый из которых отмечен каким-либо товарным знаком, и зачастую мы не осознаем, что у этих знаков есть свой законный правообладатель, чьи права защищены законом.

  Songquan Deng / Shutterstock.com

Однако, что простительно потребителю, то непростительно продавцу. Современное законодательство весьма действенно отстаивает интересы правообладателей, в связи с чем непонимание простых принципов часто оборачивается для предприятия ощутимыми суммами штрафов и компенсаций. Попробуем разобраться в том, что понимается под товарным знаком и в каких случаях допускается использование чужого товарного знака.

Гражданский кодекс РФ, часть 4. Ст. 1477.
На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Ст. 1482:
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

В приведенном определении стоит отметить следующие моменты – во-первых, товарный знак является уникальным обозначением. В случае, если товарный знак зарегистрирован кем-либо, другие лица не вправе использовать этот знак. Парижская конвенция по охране промышленной собственности предоставляет правообладателю охрану его прав на товарный знак на территории всех стран-участников конвенции (в число которых входят 173 государства, включая США основные европейские страны и страны СНГ).

Во-вторых, законодательное определение не содержит четкого указания, какое именно обозначение может считаться товарным знаком. Исходя из общемировой практики, в качестве товарных знаков могут использоваться словесные обозначение (например, «Apple»), графические изображения (изображение надкушенного яблока), а также комбинация графического изображения и словесного обозначения. Встречаются и более экзотические примеры – так, корпорация Nokia в свое время зарегистрировала в качестве товарных знаков мелодию (известную всем как «Nokia Tune») и видео (анимация с двумя ладонями).

Немаловажно помнить, что товарный знак должен иметь абстрактный характер и не должен содержать описание ваших товаров/услуг. Пример плохого выбора обозначения, которое вы не сможете зарегистрировать как товарный знак: «Автосервис 24 часа». Хороший пример – «Автосервис «Винтик и Шпунтик».

Как определяют статьи 1229 и 1477 Гражданского кодекса, правообладателю принадлежит исключительное право на товарный знак, то есть право использовать товарный знак, право распоряжаться им и право запрещать остальным его использование. Однако право на товарный знак возникает не ранее, чем правообладатель зарегистрирует свой товарный знак в Роспатенте. С момента подачи заявки на регистрацию правообладатель имеет лишь приоритет (то есть, некую гарантию того, что до регистрации его знака или отказа в регистрации никто не сможет зарегистрировать такой же знак).

Означает ли это, что до подачи заявки вы никак не можете защитить свое обозначение от посягательств со стороны конкурентов? Это не так, поскольку помимо собственно товарных знаков российское законодательство содержит такое понятие, как «коммерческое обозначение». Приведу пример: ваш сервис работает с 2005 года под вывеской «КулибинЪ», товарный знак при этом не регистрировался. В 2010 году через дорогу открывается сервис с таким же названием. В данном случае вы, апеллируя к ст. 1539 ГК РФ, вправе запретить конкуренту использовать ваше коммерческое обозначение и даже можете требовать возмещения убытков.

Необходимо упомянуть, что закон предоставляет правообладателю защиту от использования не только идентичных обозначений, но и обозначений, сходных до степени смешения с товарным знаком правообладателя. Все мы помним кроссовки «Abibas», плееры «Pawasonic» и много другого подобного барахла восточноазиатского происхождения. Такие обозначения не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков, поскольку до того схожи с уже зарегистрированными знаками, что могут быть с легкостью с ними спутаны.

Дает ли регистрация обозначения в качестве товарного знака абсолютную защиту? Во-первых, закон ограничивает предельный срок регистрации – 10 лет, по истечении которого регистрацию требуется продлевать. Во-вторых, товарный знак регистрируется не в отношении любых товаров или услуг, а только в отношении избранных вами отдельных товаров/услуг. Классификация товаров и услуг является международным документом и представляет собой обширный набор классов, на которые разделены все виды деятельности и товары. Если вы, например, зарегистрировали свой товарный знак только для автомобильных запчастей, кто-то другой может на совершенно законных основаниях выпускать под данным обозначением, например туалетную бумагу. Вряд ли такая ассоциация будет приятна вашим потребителям.  

Конечно, можно зарегистрировать свой знак абсолютно по всем классам, но, во-первых, это дорого (сумма госпошлины рассчитывается в зависимости от количества классов), а, во-вторых, согласно ст. 1486 Гражданского кодекса уже через три года любое заинтересованное лицо может требовать отмены регистрации вашего знака по тем классам, которыми вы не пользуетесь. Таким образом закон борется с появлением этаких «собак на сене», набирающих большое количество классов в надежде на то, что когда-нибудь они пригодятся.

Теперь представим себе обратную ситуацию – вы не являетесь правообладателем, однако хотите использовать чужой товарный знак.  Это можно сделать несколькими путями. Первым (и наиболее очевидным) из них является заключение лицензионного договора с правообладателем. Важно помнить, что лицензионный договор должен содержать в себе ряд обязательных условий, без которых договор не будет иметь силы. Так, в договоре должен быть явно прописан предмет (право использования конкретного товарного знака с указанием его регистрационного номера), полномочия по использованию (например, использовать в обозначении товаров, в рекламе, на вывесках и т.д.) и сумма вознаграждения. Крайне желательно указывать также срок использования (если не указан, будет равен по умолчанию 5 годам) и территорию (по умолчанию – вся Россия). Может ли лицензионный договор быть безвозмездным? С одной стороны, Гражданский кодекс напрямую упоминает, что может. Однако не следует забывать, что в отношениях между коммерческими организациями «бесплатные» сделки запрещены, что вытекает из ст. 575 ГК. Такой договор будет признан недействительным при первой же налоговой проверке. Также не следует забывать, что лицензионный договор подлежит обязательной государственной регистрации, до момента совершения которой он считается незаключенным.

Резонный вопрос – можно ли избежать сложной и длительной процедуры подписания лицензионного договора? На сей счет ст. 1487 Гражданского кодекса предусматривает возможность свободного использования товарного знака без согласия правообладателя и без заключения лицензионного договора (так называемое исчерпание исключительного права на товарный знак).

Гражданский кодекс РФ, часть 4. Ст. 1487.
Не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.

В самом деле, неужели нужно получать согласие правообладателя товарного знака, например, «BMW», для того, чтобы повесить вывеску с надписью «Сервис BMW» и изображением бело-голубого пропеллера? К счастью, законодатель позволяет нам избежать такого маразма. Когда товар (автомобили BMW) правомерно ввозится в Россию и продается здесь, считается, что право концерна BMW на этот товарный знак исчерпало себя, поэтому в дальнейшем любые лица могут использовать знаменитый логотип для обозначения своей деятельности по перепродаже, обслуживанию и ремонту этих автомобилей без согласия концерна. В противном случае автосервисам по всей России пришлось бы писать на вывесках «ремонтируем баварские автомобили с бело-голубым пропеллером на капоте», что, согласитесь, выглядело бы, по меньшей мере, странно.

Однако не стоит заблуждаться, полагая, что с исчерпанием прав правообладатель лишился каких-либо методов правовой защиты вообще. Так, ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещает недобросовестную конкуренцию, выражающуюся в распространении ложных, неточных или искаженных сведений, а также введении в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

То есть, повесить логотип на вывеску можно, а вот вводить потребителей в заблуждение, скажем, объявив себя «официальным сервисом» или «авторизованным партнером» нельзя (при условии, конечно, что вы не являетесь таковым на самом деле). Такую позицию, по моим наблюдениям, разделяют большинство автопроизводителей, а также крупных производителей запасных частей и расходных материалов.

Говоря про исчерпание прав, хочется также отметить имеющую место в последнее время неблагоприятную судебною практику по этому вопросу.  Так, Арбитражный суд Республики Татарстан признал законным привлечение автосервиса к ответственности за использование на вывеске товарного знака известного автопроизводителя, мотивировав это отсутствием лицензионного договора. Безусловно, к наличию такой практики можно относиться только негативно, и остается лишь надеяться, что в остальных судах эта позиция не найдет поддержки.

Упомянув о негативной практике, мы вплотную подошли к вопросу ответственности за нарушение товарного знака.

Согласно ст. 1515 ГК РФ, товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Правообладатель, чьи права нарушены незаконным использованием товарного знака, может требовать от нарушителя:

- изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафакта;

- прекращения использования товарного знака (удаления его из рекламы, с вывесок, документов, товаров и т. д.);

- возмещения убытков, причиненных незаконным использованием товарного знака, или (по своему выбору) выплаты компенсации в размере от 10.000 до 5.000.000 рублей (конечный размер компенсации устанавливает суд) или в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак.

Кроме того, законодательством предусмотрена административная ответственность за незаконное использование товарного знака (штраф от 30 до 40 тысяч рублей для юрлица или от 1500 до 2000 рублей для граждан с конфискацией контрафакта, ст. 14.10 КоАП РФ).  Если же ущерб от незаконного использования товарного знака превысил 1,5 миллиона рублей, в действие вступает уже Уголовный Кодекс – такое нарушение карается штрафом в размере до 200.000 рублей, либо обязательными работами, либо исправительными работами (ст. 180 УК РФ). В особо же тяжелых случаях (если нарушение совершалось группой лиц по предварительном сговору или организованной группой), можно распрощаться со свободой на срок до шести лет.  

 В заключение хочется отметить, что приведенные выше правила и нормы, в основном, носят общемировой характер (за исключением, разве что, конкретных санкций за нарушения), в связи с тем, что вышеупомянутая Парижская конвенция по охране промышленной собственности применяется большинством цивилизованных стран мира.  

 

Понравилось?

Юридические вопросы