Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Красна изба углами… или оформляем уголок потребителя

29.07.11

Илья Шлыков,
юрист

Удивительно, но тяга к оформлению углов в различного рода помещениях неистребимо живет в каждом русском человеке с незапамятных времен. В деревнях испокон веков были «красные углы» с образами святых, в советских учреждениях это же понятие было актуализировано сообразно государственной идеологии, и святые в красных углах были заменены лозунгами и портретами вождей. Ныне портреты вождей остались лишь в самых высоких государственных кабинетах, а вот информационный стенд с информацией для покупателей все по привычке называют «уголком».
 
Давайте попробуем разобраться, зачем нам нужны пресловутые «уголки потребителей» и как их правильно оформить. Прежде всего, необходимо усвоить один из основных, фундаментальных принципов отечественного потребительского законодательства – потребитель (т.е. человек, который покупает у вас, предпринимателя, товар, работу или услугу для своих личных, домашних или семейных нужд) должен иметь возможность получить информацию о товаре, работе или услуге, а также о том, кто ему эти товар, работу, услугу продает. Если потребитель не был предупрежден о чем-либо, это становится не его, а вашей проблемой. Такова нелегкая доля предпринимателя.
 
Итак, ваш сервис или магазин должен сообщать потребителю определенную информацию о себе и своих товарах/услугах, а также должен иметь определенный набор документов. Для удобства и наглядности все эти вещи размещаются на информационном стенде, к которому любой ваш посетитель должен иметь доступ в течение всего времени работы вашего предприятия. Что же конкретно должно быть расположено на этом стенде? Ответ на данный вопрос нам дают следующие документы (которые вы, конечно же, должны знать наизусть, коль скоро занимаетесь бизнесом в России):
 
1) Закон РФ «О защите прав потребителей» 07.02.1992 N 2300-1;
2) Правила продажи отдельных видов товаров (утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55);
3) Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 290);
4) Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025).

 


Из данных нормативных актов следует, что информация в уголке потребителя должна быть представлена в доступной и наглядной форме (то есть, никаких «слепых» копий и мелких шрифтов, которые не сможет прочитать дедушка-пенсионер), на русском языке (а в дополнение, по вашему желанию, и на других языках народов РФ). Что же касается самого главного – содержания стенда, то в обязательном порядке требуется иметь следующее:

1) Тексты Правил продажи отдельных видов товаров, Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и Правил бытового обслуживания населения;
2) Текст Закона РФ «О защите прав потребителей» (впрочем, здесь жесткого требования нет, но пусть он лучше будет);
3) Книга отзывов и предложений (форма книги утверждена Приказом Минторга РСФСР от 28 сентября 1973 г. № 346, книга должна быть прошита, а листы пронумерованы);
4) Наименование вашей организации (или ФИО индивидуального предпринимателя), юридический адрес;
5) Копии свидетельства о государственной регистрации (о внесении записи в реестр юридических лиц/индивидуальных предпринимателей), свидетельства о постановке на налоговый учет;
6) Копии сертификатов (декларации о соответствии) и лицензий, если ваш товар подлежит сертификации, а услуги лицензированию, причем копии сертификатов должны быть заверены нотариусом или сертифицирующим органом;
7) Прайс-лист на ваши товары/услуги (в случае с товарами это не обязательно, достаточно ценников);
8) Адрес и телефон местного управления Роспотребнадзора;
9) Образцы договоров, заказов-нарядов, актов сдачи-приемки (для сервисных организаций);
10) Перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот по закону.
 
Вот, вроде бы и все. Кстати, если ваша компания оказывает услуги с выездом к клиенту (например, выездной шиномонтаж), то данные документы должны быть при себе у выездной бригады.
 
В завершение отвечу на волнующий многих вопрос – что же будет, если уголок потребителя оформлен неправильно или отсутствует вовсе? К сожалению, инспектор Роспотребнадзора не ограничится тем, что поставит вас в угол.

Согласно ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях России (КоАП), если у вас отсутствует какая-либо обязательная информация, это может повлечь санкции в виде предупреждения или штрафа в размере 1.500-2.000 рублей (для индивидуальных предпринимателей) либо 30.000-40.000 (для юридических лиц).

Если же информация у вас есть, но она недостоверна или недоступна потребителям, размер штрафа для юридических лиц составит 5-10 тысяч рублей.
 
Кроме того, не надо забывать о гражданско-правовой ответственности – по ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе требовать возмещения убытков, причиненных ему вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге).


Понравилось?

Юридические вопросы