Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Восстановление деталей: за и против?

08.08.11

Юрий Баранов

Автомобиль состоит из множества разных деталей узлов, агрегатов и устройств. Рано или поздно владельцы автомобилей, чей гарантийный срок уже закончился, сталкиваются с поломками тех или иных механизмов, замена которых  достаточно сильно может ударить по карману.

К ним можно отнести, например, электрические узлы (генераторы и стартеры), гидравлические составляющие (рулевые рейки, насосы ГУР,  детали тормозной системы). Разумеется, у вас всегда есть вариант, при котором, все эти детали можно бесконечно чинить, ”оживляя” на какое-то время.

Но, в конце концов, их все равно придется заменить. И тут выясняется, что некоторые детали новыми уже не производятся, а поставляются исключительно с пометкой “восстановлено производителем”.

Хотя некоторых случаях и бывает возможность выбора между новыми и восстановленными деталями. Хотя тут надо учитывать то,  что некоторые производители даже не указывают в описании товара, что он восстановлен из «возвратного» (оборотного) сырья .

В Европе, где цены на металл и литье существенно выше, чем у нас в стране, перечень оборотных узлов достаточно широк. Например, сейчас практически невозможно купить новый стартер к «20-ти летнему Мерседесу» - просто потому что эту модель  уже не производят. Но при этом завод, который поставлял на конвейер эти узлы, занимается восстановлением  своих же агрегатов. Например, всем известная фирма Bosch на рынок aftermarket поставляет в основном восстановление генераторы, при том, что  новые идут исключительно на конвейер.

Вот немного цифр: использование восстановленных изделий ежегодно экономит почти 1800 тонн стали и железа, 450 тонн алюминия, около 100 тонн искусственных материалов. А ежегодная экономия электроэнергии при этом составляет порядка 85000 МВт/ч.  И это данные только по компании Bosch.  Что же у нас в итоге получается помимо экономии? Потребитель покупает по сути (то есть в плане функциональных характеристик) новый агрегат, но значительно дешевле «нового оригинала».

Давайте взглянем, как происходит восстановление в заводских, и не только, условиях.  Есть несколько вариантов восстановления  узлов и агрегатов. Например, когда дело касается вышедшего из строя генератора или стартера (устройства одной группы – ротор/якорь/статор/щетки), можно сказать, что корпуса этих устройств не изнашиваются по определению, при том, что в производстве достаточно дороги (в основном из-за цен на  металл); поэтому Европейские производители этих узлов (Bosch, Valeo, Siemens и др) с большим удовольствием принимают от “населения” вышедшие из строя агрегаты.

Получая на возврат сломанный стартер или генератор, на заводе (в ремонтном подразделении фирмы) из корпуса «вытряхивается» вся начинка без замера износа якоря и прочих характеристик - измеряется только геометрия корпуса для того что бы новые “потроха” (а они будут именно новыми, если вы сдаете деталь через  официальное представительство компании) работали в этом старом корпусе как в абсолютно новом.

Затем опустошенный корпус изделия чистится от грязи и следов эксплуатации (пескоструйка),  покрывается новым покрытием (специальный лак на электрических устройствах), куда наносятся новые надписи и пр. В подготовленный таким образом устанавливаются новые внутренности, и вот он “новый” агрегат, который только по маркировке можно отличить от такого же. Но изготовленного по полному циклу с участием «нового корпуса».Тоже самое по части восстановления можно сказать и про механические устройства, как то суппорта, рулевые рейки, части сцепления и пр.

По большому счету это (экономия металла и забота об окружающей среде) и есть основная идея и цель того, почему Европейские производители занимаются восстановлением узлов и агрегатов.

По личному опыту заказов оригинальных запчастей через официальных дилеров, могу сказать, что отличить, например, новое сцепление от восстановленного невозможно, по крайней мере, визуально.

Еще один (более бюджетный) вариант восстановления , но вместе с тем он не дает гарантии того, что агрегат будет  служить как новый (и по параметрам и по сроку).  Это происходит обычно таким образом: клиент приезжает в автосервис, мастер находит неисправность (того же генератора), снимает его и отвозит в некую фирму, которая занимается ремонтом данного вида агрегатов. Там устройство разбирают, заменяют неисправные компоненты, проверяют работоспособность, передают обратно в сервисы, где узел устанавливают автомобиль. Вуаля – все работает.

Но гарантия на такие устройства минимальна. И потому риск того, что клиент скоро вернется обратно в сервис все с той же проблемой достаточно высок. А может наоборот никогда не вернется, предпочтя на будущее работать с другой сервис-службой. И по большому счету этот способ восстановлением, как таковым,  назвать сложно. Если только восстановлением работоспособности.

Такие же «кустарные» процедуры проводят с рулевыми рейками, суппортами и прочими гидравлическими узлами автомобиля. Что же касается, например,  механизма сцепления, то автолюбители постарше помнят, как в свое время приклёпывали к старым ведомым дискам новые накладки. Во времена тотального дефицита это был единственный способ восстановить подвижность автомобиля.

Сейчас же этим занимаются известные уважаемые компании на современном оборудовании и с надлежащим контролем качества, например, хорошо зарекомендовавшие себя Европейские производители Sachs и Luk проводят цикл работ по восстановлению механизмов сцепления (наклепка новых накладок на диск, замена демпфирующих пружин, заменой накладки корзины сцепления и пр.).  И как уже говорилось, невозможно охарактеризовать эти детали как «бэушные», так как внешний вид и характеристики на 100% соответствуют новым деталям, которые устанавливаются на конвейере. И плюс гарантия производителя на них идет точно такая же.

Хотелось бы остановиться еще на одном тонком моменте – дело в том, что культура обслуживания автомобилей (как и культура, вообще) у нас и на Западе сильно различаются. Если у нас снятый с машины неисправный агрегат попросту выбрасывают, не задумываясь об окружающей среде, то в Европе за это  вас попросту оштрафуют на приличную сумму.

Поэтому понятие “оборотной детали” имеет не то, чтобы только практический смысл, а является целой системой, которой подчинены абсолютно все дилеры запчастей, автомастерские и все остальные, кто связан с ремонтом и обслуживанием автомобиля.

Например, многие детали просто нельзя приобрести без того, чтобы не вернуть при этом старую, снятую с автомобиля. Это упрощает и процесс подбора деталей (ведь у мастера на руках образец – ошибка в подборе исключена) и процесс возврата оборотных деталей на завод для полного восстановления.

Для Западных стран - это норма. У нас пока лишь немногие фирмы (и снова упомянем Bosch)  работают по  принципу, когда определенные узлы продаются  только при условии возврата старых (те же генераторы, стартеры, распределители зажигания).

Справедливым был бы вопрос: почему нельзя восстанавливать любые детали автомобиля? Ответ достаточно прост – износ. Некоторые изношенные детали двигателя (поршневая группа, валы и прочее) восстанавливать не представляется возможным, поскольку это трущиеся в процессе работы поверхности, которые работают под серьезными нагрузками (давление, температура). Эти узлы имеют допуски по размерам, которые меряются десятыми долями миллиметра («стираемыми в процессе эксплуатации»).

Есть, конечно, возможность восстановить шейки валов путем наплавки на них нового металла и последующей шлифовки, но надежность такой детали в итоге будет значительно ниже новой. Как правило, на такие шаги решаются сами авто-владельцы, но при помощи специализированных компаний. Причина – высокие (по меркам авто-владельцев) цены на те или иные детали. Опять же, стоит заметить, что при этом те же поршни никто не восстанавливает.

Подведем итог  тому, что дает восстановление для всех заинтересованных сторон. Получается следующее:  для потребителя (как сервиса, так и авто-владельца) это хороший способ сэкономить при покупке качественных запчастей с заводской гарантией, а для производителя - это экономия средств на производство и утилизацию.   

Понравилось?

Детали, узлы, агрегаты