Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Зима и дизель

21.11.11

Николай Назайкинский

Машины с дизельными двигателями становятся в нашей стране все популярнее. Похоже, россияне, ранее с опаской относившиеся к тяжелому топливу, стали, наконец, осознавать все преимущества «дизелей» над бензиновыми моторами. Да и качество солярки значительно улучшилось в последнее время, что косвенно подтверждают все ведущие мировые автомобильные бренды – без опаски, реализующие на нашем рынке свои высокотехнологичные машины.

Производители так уверенны в качестве ДТ в России, что готовы нести гарантийные обязательства перед покупателями, в случае выхода ДВС из строя.

История

Дизельный мотор  –  это поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий по принципу воспламенения топлива от соприкосновения со сжатым разогретым воздухом. Теоретическое обоснование этой конструкции разработал немецкий инженер Рудольф Дизель, и в 1893г. он запатентовал свою идею, а уже в январе 1897г. был построен первый опытный образец. Этот мотор работал на каменноугольной пыли и был совсем не похож на первые серийные образцы, которые предназначались  для тракторов, танков и грузовиков начала XX века, не говоря уже о современных автомобилях. Однако, несмотря на это, термин "двигатель Дизеля", "дизельный двигатель" или просто "дизель" используется для названия всех ДВС с воспламенением, поскольку изобретение Рудольфа Дизеля – основа всех подобных агрегатов.


Преимущества и недостатки дизельных двигателей

Основным достоинством дизельного двигателя является его экономичность – КПД более 50%, в то время как у бензинового мотора всего 20-30%. Особенно разница в производительности заметна на больших автомобилях, вроде внедорожников, где потребление бензина в смешенном цикле может доходить до 25 литров на 100 километров, тогда как  дизельный аналог такой машины будет потреблять всего 10-12 литров солярки. Ещё одно преимущество дизельного двигателя  – высокий крутящий момент, достигаемый на низких оборотах, что отлично подходит для полноприводных автомобилей.  Но у «дизелей» есть и недостатки – высокие нагрузки на детали из-за высокой степени сжатия. Как итог – на высоких оборотах мотор заметно «слабеет». Кроме того, дизельный двигатель нуждается в более тщательном обслуживании – как правило, сервисное обслуживание у него чаще, чем у бензинового аналога.

Изначально, сфера применения дизельных моторов была достаточно узкая  – их ставили на большие грузовики, тракторы, строительную и тяжёлую военную технику, железнодорожный транспорт. А вот на легковые автомобили или на самолеты, где требовалась лёгкость и высокооборотистость, устанавливались они крайне редко.  К тому же, проблема загустевания солярки при низких температурах на больших высотах делала полёты просто опасными.

Но технический прогресс не стоит на месте, и сейчас дизельный мотор под капотом обычной «легковышки» мало кого удивляет, а постоянно растущее в цене топливо заставляет задумываться об экономии даже самых заклятых противников солярки.  Однако ряд недостатков у этих моторов остались и по сей день, главный из которых - загустевание топлива.

Дизтопливо, в отличие от бензина, начинает заметно густеть уже при температуре от  -5 градусов по Цельсию и ниже. Именно поэтому существуют два вида солярки – "летняя" и "зимняя". На "летней" в холодное время ездить невозможно – по консистенции топливо превращается в "пластилин" и топливный насос не может её прокачать. На "зимней" солярке летом ездить можно, но крайне нежелательно – из-за низкой вязкости двигатель быстрее изнашивается. На крупных АЗС, обычно, смена типов дизельного топлива происходит в октябре и апреле соответственно, что обязательно отображается в документе на партию топлива, отпускающегося в данный момент. А вот на АЗС сомнительного происхождения нередко можно залить себе в автомобиль "летнюю" солярку и зимой. Все равно – ее от летней не отличить.

Если есть неуверенность в качестве дизтоплива или при температурах на улице ниже -25С, необходимо заранее залить в бак специальные гели-присадки, препятствующие загустеванию дизтоплива. Но при этом обязательно соблюдайте дозировку. Иначе риск выхода из строя ДВС очень велик. По этой же причине не рекомендуется использовать в качестве присадка керосин. Если отечественные  грузовики такую смесь спокойно переварят, то для современного легкового дизельного двигателя использование этого коктейля может  очень плохо кончиться – вплоть до капитального ремонта.

Есть еще одна проблема, возникающая при использовании некачественного дизельного топлива – вода, попадающая в топливную систему вместе с соляркой. Мало того, что она крайне вредна для топливного насоса высоко давления, так зимой она ещё замерзает прямо в топливной магистрали. В современных дизельных автомобилях применяются специальные фильтры-отстойники для удаления воды перед подачей в мотор. Эти фильтры нуждаются в постоянной проверке и периодически из них необходимо сливать накопившийся конденсат.

Моторное масло для дизельных двигателей

Моторное масло обязательно должно соответствовать сезону по вязкости. Для дизелей этот параметр ещё более актуален чем для бензиновых агрегатов – из-за высокой степени сжатия сопротивление при прокручивании коленвала здесь выше и стартёру приходится гораздо тяжелее при запуске мотора. По этой причине на дизельные машины устанавливаются более емкие аккумуляторы. Не стоит забывать, что попытка завести автомобиль, что называется  «с толкача» может быть чревата поломкой двигателя.

Особенности работы дизельного двигателя

Как написано чуть выше, в цилиндре дизельного двигателя топливная смесь загорается от разогретого сжатого воздуха, а не от искры, как в бензиновом моторе. Но зимой при запуске холодного двигателя этого нагрева может просто не хватить. Для решения этой проблемы применяются специальные свечи накаливания, с помощью которых прогреваются сами камеры сгорания при запуске. Эта система подогрева отключится только тогда, когда двигатель прогревается до минимально устойчивой рабочей температуры. От работоспособности этой системы напрямую зависит возможность зимней эксплуатации автомобиля (выше +5С в остальном исправный дизельный мотор можно завести и без подогрева камер сгорания).

Необходимо четко соблюдать регламент замены свечей согласно инструкции по эксплуатации, чтобы зимой автомобиль заводился без проблем. Если срок их службы свечей неизвестен, скажем при покупке подержанного автомобиля, желательно произвести их досрочную замену

смысла прогревать дизельный двигатель на холостом ходу – на это может уйти очень много времени, а при сильных морозах рабочей температуры он так и не достигнет. Как только стрелка указателя температуры сдвинулась, можно ехать – под нагрузкой мотор прогреется гораздо быстрее. А если ждать медленного нагрева двигателя холодным зимним утром вам не доставляет особого удовольствия – ставьте автономные системы отопления.

При всей этой кажущейся сложности обращения с дизельными двигателями, при соблюдении всех условий эксплуатации, технически исправной машине, заряженным аккумулятором и качественным дизтопливе на современных автомобилях совершенно комфортно можно ездить при температурах до -35С, а при соблюдении дополнительных правил арктической эксплуатации – и до -50С.

Понравилось?

Ликбез