Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Экономим топливо в холодную погоду

01.02.12

Михаил Кофман

Зимняя эксплуатация автомобиля часто ассоциируется у многих автомобилистов с увеличением расхода топлива на каждый километр пройденного пути.

Существует множество причин тому, но давайте остановимся на наиболее, как нам кажется, веcких доказательствах «чрезмерного жора» .

Посмотрите для примера, каков разброс показателей расхода топлива у Honda Civic Hybrid первого поколения при движении со скоростью 96.6 км/ч в разные температурные режимы и при условии отсутствия у водителя каких-либо знаний о методах снижения расхода  в «холодное/тёплое» время года.

Температура окружающей среды,°C +35 +30 +24 +18 +13 +7 +2 -4 -9 -15
Расход топлива, (л/100км) 4,4 4,5 4,6 4,8 5,0 5,3 5,5 5,7 6,0 6,2

Расход увеличился на 29% при температуре -15 °C, по сравнению с жаркими +35°C.  Личный опыт автора этого материала  (2001 Mazda 323F с двигателем 1,6 л) подтверждает данную статистику: в сравнении с самыми жаркими месяцами года, расход вырастает приблизительно на 25% относительно самых холодных.

Давайте рассмотрим причины увеличения расхода топлива и постараемся понять, как с ними бороться. Речь идет о случае с  автомобилем, проходящим все регламентные ТО и не имеющим неполадок. 

Холодный старт и начало движения

В холодную погоду стало привычным видеть прогревающиеся припаркованные автомобили. Старайтесь сократить время прогрева машины до начала движения.  Тем более, при «стоячем» прогреве шины и элементы трансмиссии не нагреваются. Даже в самую холодную погоду вы можете начать движение через 30 секунд после запуска двигателя, но при этом необходимо двигаться плавно, с маленькой скоростью, без резких ускорений, держа обороты двигателя до 2000 об/мин. Пока температура ОЖ не начнёт подниматься.

Низкое давление в шинах

Любое понижение температуры означает уменьшение давления в наших колесах. Например, мы накачали колёса летом при +20°C до рекомендуемых для нашего автомобиля 2 бар. При температуре воздуха 0°C, давление упадёт до 1.8 бара, при -10°C  оно составит уже 1.7 бара, а при -20°C - 1.59 бар, что означает снижение на 20% по сравнению с рекомендованными заводом-изготовителем. Поэтому, старайтесь контролировать давление в шинах зимой, желательно раз в неделю.

Увеличение сопротивления качению

Даже если вы будете постоянно контролировать уровень давления в шинах, зимой они всё равно будут увеличивать расход горючего. Автомобильная шина – это вовсе не правильный круг. В пятне контакта с дорогой «дно» шины деформируется и образуется плоскость. При вращении колесо перекатывается и, соответственно, постоянно деформируется в пятне контакта. В холодную погоду эти деформации требуют больших затрат энергии.  Сопротивление качению при температуре -18°C на 20% больше, чем при +27°C.

Плохие дорожные условия

Это увеличение сопротивления качению другого рода:  поездки по слякоти и снегу. Речь идёт об отсутствии надлежащего сцепления с дорогой на этих поверхностях.

Более низкая средняя температура двигателя

Зимой для достижения рабочей температуры требуется больше времени на прогрев двигателя, остывает он, соответственно, тоже быстро. При пуске/прогреве, ЭБУ двигателя принудительно обогащает топливно-воздушную смесь (пропорционально становится больше топлива в воздухе), поэтому больше топлива сжигается в целом. Вариантом сокращения расхода топлива при прогреве может быть тёплый гараж, объединение поездок в холодное время года, чтобы свести к минимуму количество холодных стартов или, например, установка предпускового обогревателя двигателя (повышает топливную экономичность на 10% при минусовых условиях).

Повышение вязкости масла

При минусовых температурах масло становится гуще. Это происходит во всех элементах автомобиля, начиная от двигателя и заканчивая смазкой подшипников. Как следствие необходимо затратить больше энергии для преодоления растущих сил сопротивления качению/скольжению этих элементвов. В зимний период  эффективнее использовать масла на синтетической основе, нежели минеральные, они менее подвержены изменению вязкости при низких температурах.

Слабая испаряемость бензина

Бензин не испаряется легко при очень низких температурах. Таким образом, нефтяные компании изменяют его состав для зимнего периода.  К сожалению, изменение испаряемости бензина в холодное время приводит к ухудшению его сгорания.

Повышенное электропотребление

В холодное время гораздо чаще используются всевозможные обогревы (стёкол, зеркал, пятой точки и др.), почти постоянная работа отопительной системы. Мы намного чаще пользуемся омывателем стекол и фонарей освещения. Всё это и многое другое создаёт дополнительное сопротивление вращению шкива генератора, что в свою очередь так же увеличивает расход топлива.

Большее аэродинамическое сопротивление

Здесь конечно имеется в виду не тот слой снега, который водитель не убрал с машины перед поездкой (хотя и это тоже). Мы говорим об увеличении плотности воздуха с понижением температуры.  На каждые 10°C падения температуры аэродинамическое сопротивление вырастает на 2%.

Понравилось?

Комментарии

  • avatar

    Vlad-Z  

    25.03.12, 09:39

    Ничего нового не сказано, но в первый раз вижу, чтобы были приведены цифры.

Ликбез