Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Мотоспорт. Спидвей.

08.02.12

Михаил Кофман

Классический спидвей или «быстрый путь» - одна из граней мотоциклетного спорта, в которой соревнуются четыре гонщика, двигаясь по овальному треку против часовой стрелки. Мотоцикл для спидвея имеет одну передачу для движения вперёд  и у него нет тормозов.

Гонки проходят на треках в форме овала, обычно с ровным гаревым покрытием, которое позволяет проходить повороты в управляемом заносе. На прямиках гонщики умудряются разгоняться до 110 км/ч. Спидвей популярен в центральной и северной Европе, в меньшей степени в Австралии и Северной Америке.

В России наибольшее распространение получил спидвей на льду. Международные чемпионаты проходят под эгидой FIM (Международная Федерация Мотоспорта).

История

О том, когда произошло первое мероприятие, посвящённое спидвею, спорят до сих пор. Несколько лет подряд считалось, что  Джони Хоскинс является первооткрывателем этого вида спорта, а первая гонка состоялась 15 декабря 1923 года в Австралии, Новом Южном Уэльсе. Мотоцикл у него появился по воли случая. Так как работа была связана с частыми разъездами, он получил в распоряжении мотоцикл, который и сыграл решающую роль в его карьере.

В Вест-Майтланде не было скоростных участков, по которым можно было проехать с ветерком на мотоцикле, кроме…  ипподрома, да именно конного ипподрома, по которому он, несмотря на запрет властей и проехал, собрав толпу зрителей. Город одобрил его рвение, и 15 декабря было назначено датой первого официального заезда. Недавнее исследование показало, что это мероприятие действительно имело место быть, но оно было одним из многих, которые проводились ещё раньше него в Австралии. В США гонщик Дон Джонс, по сообщениям СМИ, ездил по ипподрому, выбрасывая за собой комки грязи в поворотах, ещё до 1914 года. Первое состязание по спидвею в Британии состоялось  19 февраля 1928 года в местечке  High Beech.

Другие источники гласят, что событие произошло в 1927 году в графстве Ланкастер.  С 1929 года начинается освоение спидвея в Европе. В Мадриде и Барселоне строятся 2 трека. В этом же году проходит турнир «Золотого шлема Чехословакии». В 1930 году спидвей появляется в Польше, а в 1932 году в Германии и Австрии. Первая попытка организовать соревнования в Швеции обернулась провалом. В 1934 году, вскоре после дебюта гонок в этой стране, власти запретили их проведение из-за высокой опасности мероприятия. В большинстве стран спидвей берёт своё начало в 1920-х годах.

Трасса

Заезд длится около одной минуты, в течение которой гонщики успевают промчаться 4 круга, а это 260 - 425 метров, умноженное на четыре. К примеру,  Ли Адамс установил рекорд на треке длиной 342 метра, он проехал 4 круга за 59 секунд со средней скоростью 83 км/ч. От старта до набора средней скорости на треке проходит от одной до двух секунд, не сложно посчитать что эти мотоциклы разгоняются до 100 км/ч за 2,5-3 сек.

Marcel Jancovic / Shutterstock.com

Трек для спидвея регламентируется Международной Федерацией Мотоспорта FIM, которая содержит правила, касающиеся конструкции, размеров и требований безопасности. Трек должен быть длиной 260 - 425 метров, которые измеряются на расстоянии одного метра от внутренней границы. Поверхность может находиться под уклоном, но он не должен превышать 5% на прямом участке и 10% на вираже. Минимальная ширина трассы составляет 10 метров на прямых, а на повороте ширина должна быть не менее 14 метров. Минимальная ширина позволяет без дискомфорта пройти трассу четырём гонщикам.

Линия старта находится на середине одного из прямых участков. FIM требует наличия специального оборудования, комнаты скорой медицинской помощи, а также боксов для команд-участников. Границы трассы размечены белыми линиями, при пересечении которых гонщик дисквалифицируется, если это произошло умышленно, а не в целях безопасности, или вынуждено соперником. Поверхность трассы состоит из четырёх слоёв, верхний из которых может состоять из сланца, гранита, кусочков кирпича или другого дробленого материала, с размером гранул, не превышающим 7 миллиметров.

Часто перед гонкой поверхность трассы увлажняется, чтобы уберечь гонщиков от поднятия пыли. Требования безопасности включают в себя использование металлической сетки, воздушных и деревянных ограждений. Воздушные ограждения состоят из множества скреплённых подушек прямоугольной формы, обычно установленных на поворотах. Они эффективно поглощают энергию от удара и смягчают падение гонщика. Они являются обязательными для треков в британской лиге Elite, польской Ekstraliga ,на Grand Prix  и кубке мира по спидвею. Зрители также ограждены от трассы, для снижения риска получить травму.

Marcel Jancovic / Shutterstock.com

Техника

Мотоциклы для спидвея уникальны, их вес составляет 77 кг – это минимально допустимая масса, который может быть допущен к соревнованиям по регламенту FIM. Изначально использовались  двигатели с вертикально расположенным цилиндром, которые были вписаны во внутреннее пространство рамы, они и сейчас пользуются спросом, но профессионалы перешли на горизонтальное расположение мотора, который висит под рамой для лучшего контроля байка. Четырехтактный одноцилиндровый двигатель объёмом 500 см³ работает на метаноле (спирт этиловый), благодаря чему развивает бешеную мощность и момент. Соревнования проводятся также среди 250- и 125- см³ мотоциклов, но чаще всего это юношеские выступления. Как уже говорилось, мотоцикл не имеет тормозов, сцеплением пользуются только на старте, передача для движения одна. При необходимости сбавить скорость, тормозят двигателем, т.е. отпускают ручку газа и мотоцикл замедляется. Подвеска есть только на переднем колесе, сзади упругого элемента нет.

Передаточное отношение для разных треков и условий меняется путём замены ведомой звёздочки.  На заднем колесе, помимо крыла устанавливается грязевой отражатель, ширина руля варьируется в пределах от 650 мм до 850 мм. Правила первых соревнований заставляли устанавливать 2 подножки и гонщик должен был держать ноги на них.

Однако от этого быстро отказались, так как в повороте мотоцикл практически лежит на земле и может зацепиться внутренней подножкой, поэтому она есть только с внешней стороны. Кроме того FIM вводит жёсткие ограничения на конструкцию мотоцикла, например он не может:

- иметь в себе элементов, изготовленных из титана
- иметь любые электронные компоненты для управления двигателем
- иметь тормоза в любой виде
- иметь нагнетатель или турбокомпрессор любого рода
- использовать телеметрию во время гонки

Помимо этого, мотоциклы обязаны иметь выключатель двигателя (прерыватель подачи искры).

Гонки

В гонках участвуют четыре пилота и проходят столько же кругов за один заезд. Гонщики одевают шлемы разного цвета, традиционно красный и синий шлемы одевают хозяева, которые выступают «дома», белый и жёлтый/чёрный - пилоты из других стран. Эти цвета также определяют положение участника на стартовой позиции: первый красный, затем синий, белый и жёлтый/чёрный на внешнее полосе. Иногда финалы проходят с участием шести гонщиков, в этом случае они преодолевают шесть кругов до финиша, но не все трассы имеют возможность вместить в себя больше четырёх пилотов, кроме того они сильно мешают друг другу. Гонщик самостоятельно устанавливает мотоцикл на стартовую линию и делает это в оптимальное количество времени. Этот промежуток времени обычно равен двум минутам, отсчитывающимся от звонка судьи или специального сигнала оранжевой «мигалкой». Если гонщик не появляется в течение этих двух минут, он дисквалифицируется из заезда. После установки на старте, гонщики не могут пользоваться любой помощью, включая запуск «с толкача".

Подсчёт очков происходит после каждого заезда. Три очка за первое место, два - за второе, одно - за третье. Гонщик, пришедший последним или дисквалифицированный из гонки, не зарабатывает очков. Очки суммируются индивидуально для гонщика или в целом для команды. Если в заезде побеждает два пилота, объявляется «ничья», и гонщики получают по два очка.

Спидвей на льду

VVK1 / Shutterstock.com

В нашей стране широкое распространение получил спидвей на льду. Он мало чем отличается от гонок по гаревому покрытию, проходит на таких же треках, только покрытых льдом. Иногда соревнования проводятся на замёрзших озёрах. Правила и структура гонок аналогична классическому спидвею.

Мотогонки на льду в СССР и России

В СССР спидвей на льду был весьма популярен, советские гонщики находились на ведущих ролях в мире, однако, после распада страны мотоспорт в 1990-хпришёл в упадок. А началось всё с того, что при публике на лёд выехал Сергей Бучин. Это произошло в перерыве соревнований по конькобежному спорту, проходившим в январе 1939 года. 9 января 1939 года в газете «Красный спорт» была опубликована статья с названием «Мотоцикл на льду». На удивление публики, мотоциклист выехал на лёд  и чувствовал себя на нём вполне уверенно, проходя повороты, не снижая скорости. Через год на московском ипподроме состоялись первые официальные соревнования, посвященные XVIII съезду ВКП(б).

В начале века в России спорт начал возрождаться. В открытом чемпионате страны приняло участие 7 команд из 6 городов России и Украины. Однако из-за кризиса 2008 года финансовое положение команд резко ухудшилось, и к 2009-му на лёд вышло только 3 команды - СК Турбина (г.Балаково), «Восток» (г.Владивосток), Мега-Лада (Тольятти). Сейчас спидвей на льду активно развивается, появилось много новых команд, постоянно проводятся чемпионаты.

Техника

VVK1 / Shutterstock.com

Мотоциклы для ледового спидвея сильно отличаются от используемых в обычном спидвее. Вместо четырёхклапанной головки цилиндров устанавливаются двухклапанная, коробка передач имеет две передачи: первую для того, чтобы тронуться с места и набрать обороты двигателя и вторую, включаемую без выжима сцепления. Переключения происходят до входа в первый стартовый вираж. На мотоцикле отсутствуют аэродинамические обтекатели, имеется передняя и задняя подвеска, рама более длинная. Главным же отличием являются шипованные колёса. Шипы не должны выступать над поверхностью шины больше 28 мм. Колесо шипуется с левой стороны, так как движение происходит против часовой стрелки. Переднее и заднее колесо практически полностью закрываются крыльями для большей безопасности гонщиков.

Спидвей популярен по всему миру. Его преимущества перед другими видами мотоспорта в относительной дешевизне. Для него не требуется качественной трассы, как для Moto GP, не нужно строить пересечённую трассу, как в мотокроссе. Часто для проведения соревнований подойдёт обычная гаревая дорожка стадиона или замёрзшее ледовое озеро. С другой стороны зрителю всегда видна трасса и положение каждого гонщика на треке. Это очень динамичный вид спорта, спорт для настоящих экстремалов…

 

Понравилось?

Авто / Мото спорт