Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Мотоспорт. Мототриал.

13.02.12

Михаил Кофман

Вы когда-нибудь видели, как мотоциклист запрыгивает на забор, разворачивается на переднем колесе на 180 градусов и едет по верхней грани этого забора шириной 20 см? Если не видели, то мы покажем и расскажем об этом. Они  умеют балансировать на грани пропасти, преодолевать препятствия, подниматься всё выше и выше…

Вообще, триал связан не только с мотоциклом - изначально это общее название для группы спорта, в которых необходимо преодолевать естественные или искусственно построенные препятствия на велосипеде, мотоцикле или джипе - велотриал, мототриал и трак-триал соответственно.

Критерием оценки является не скорость прохождения трассы, а техничность: спортсмену начисляются штрафные баллы за касание земли частями тела. Иногда проводятся состязания на скорость. Сложность заключается в том же преодолении трассы без начисления штрафных баллов, при этом делая это как можно быстро. В первом случае побеждает спортсмен, набравший меньшее количество баллов, во втором ещё и потративший на это меньшее время.

ajfi / Shutterstock.com; Davide69 / Shutterstock.com

Итак, мототриал. Этот вид триала не присутствует на олимпийских играх, но пользуется большой популярностью. Особенно он распространён в Великобритании и Испании, но в той или иной степени получил распространение почти в каждой стране. Мотоцикл для триала очень лёгкий, не имеет сиденья (предназначен для пилотирования стоя), на нём очень короткие ходы подвески, по сравнению с кроссовым мотоциклом. Очень часто гонщики из мототриала переходят в другие виды мотоспорта, так как мототриал задаёт отличную базу для развития в других областях. Некоторые стант-райдеры используют эти мотоциклы для выступления на шоу, как наиболее маневренные и удобные для выполнения трюков.

lebanmax / Shutterstock.com

Родиной мототриала принято считать Великобританию. Первые упоминания о нем датированы началом 20-го века в этой стране. В то время его расценивали как развлечение для состоятельной части населения Великобритании. Ситуация изменилась только после второй мировой войны, когда мототриал начал появляться в Европе. Только в 1964 году прошёл первый чемпионат мира по мототриалу. Три этапа прошли в  Бельгии, Франции и Германии.  До середины 70-х годов в этом виде спорта побеждали преимущественно британцы, которые одержали победу в 10 чемпионатах из 12. В 1976 году среди большинства англичан, отличился  финский мототриалист Ирьо Вестеринен. В 1982 году кубок завоевал Эдди Лежён из Бельгии и не отдавал никому до 1984 года.  С 1986 по 1989 шла ожесточенная борьба между французом Мишелем Тьерри и молодым испанцем Хорди Тарресом.  После победы Тьерри в 1985 году,  Таррес за период с 1987 года по 1995 год взошёл на подиум семь раз и положил начало испанскому  мототриалу, который и по сей день остаётся на лидирующих позициях в мире. В 1997 году на соревнованиях отмечается знаменитый англичанин Дуги Лампкин, сын Мартина Лампкина, мототриалиста 60-70х годов. С 1997 по 2003 Лампкин удерживает титул чемпиона мира по мототриалу. С 2004 года британец начинает сдавать свои позиции, проигрывая чемпионат японцу Такахисе Фудзинами, а в 2005 чемпионат мира по аутдортриалу выигрывает испанец Адам Рага, после чего испанские гонщики одерживают победу почти во всех чемпионатах по мототри алу.

Tadeusz Ibrom / Shutterstock.com

В мототриале очень простые правила: необходимо, не превышая лимита времени на участке, пройти его не касаясь телом препятствия. За каждое касание предусмотрено начисление одного штрафного очка. За превышение лимита времени на срок до одной минуты – начисляется одно штрафное очко, до двух минут – два очка и так далее. Максимум на одном участке пилот может получить пять штрафных очков. Пять балов начисляется сразу в случае падения, или когда майндер — человек, страхующий триалиста — касается мотоцикла для предотвращения его падения. В этом случае пилот снимается с участка. А пилот, набравший меньшее количество балов, объявляется победителем.

Соревнования по мототриалу проходят на открытых и закрытых площадках. Различают аутдортриал и индортриал. В первом случае соревнования проходят на открытом воздухе и по сильно пересечённой местности. Обычно это скалистая поверхность. Иногда соревнования проходят в местах с водной преградой - ручьями и водопадами. Трасса обозначена маркерами в виде ленточки по периметру, пересечение которой грозит дисквалификацией с участка. Индортриал проходит в закрытом помещении, где препятствия построены организаторами из подручных материалов. Чаще всего им придают форму куба, располагая со значительным перепадом высот. Например, очень часто используются катушки от ВВ проводов, всевозможные короба, кольца, используемые при строительстве колодцев, и другой строительный хлам.

Natursports / Shutterstock.com

В течение года проводятся два чемпионата мира: по индортриалу (с января по март) и аутдортриалу (с конца апреля по сентябрь). Обычно, каждый чемпионат состоит из 9-12 этапов. Однако принять участие в индортриале могут лишь шесть пилотов, плюс один-два по приглашению организаторов, а в аутдортриале от 20 до 25 спортсменов. Не стоит забывать про «Trial des nations», где соревнуются странами. В этом чемпионате на закрытых площадках принимают участие три страны - Испания, Великобритания и Япония. В аутдортриале серии триала наций помимо них участвуют Франция, Италия, США, Польша, Чехия, Финляндия, Швеция и другие страны. В заявке от каждой страны должно быть 3 пилота для участия в индотриале и – 4 пилота - в аутдортриале.  Также разыгрываются национальные чемпионаты, чемпионаты мира среди юниоров и женский чемпионат мира.

Мототриал – динамично развивающийся и зрелищный вид сорта. Конечно, у него гораздо меньше поклонников, чем у MotoGP, о котором мы расскажем в следующих выпусках, но по выбросу адреналина в кровь этот спорт считается одним из самых экстремальных на сегодняшний день.

Natursports / Shutterstock.com

Понравилось?

Авто / Мото спорт