Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

История Muscle Cars: Pontiac GTO

17.02.12

Михаил Кофман

Сотрясающие землю, грохочущие, захватывающие сердце и разум Muscle Cars (маскл кары, или просто маскл) такая же неотъемлемая часть Америки, как белоснежная улыбка, обилие фаст-фудов или кадры погони в новостях по TV.

Приблизительно пятьдесят лет назад американская автомобильная промышленность готовилась войти в эпоху производства лучших серийных автомобилей в истории страны.

Всё началось с создания первого маскл кара Pontiac GTO, после чего 1960-ые и начало 1970-ых стали пиком развития производства «мускулистых» машин в Детройте.

1964 – Мощь народу!

Родоначальником явления маскл каров считается Pontiac GTO, оригинальный маскл кар. В то время, когда большинство автолюбителей «пускали слюни» на Ferrari 250 GTO, с его трёхсот-сильным V12 от талантливого инженера Bizzarrini, несколько человек из Pontiac решили изменить ситуацию. После GTO (Gran Turismo Omologato — автомобиль, допущенный до гонок класса GT) от Ferrari, они представили своего рода компромисс: мощный автомобиль за приемлемые деньги. В отличие от других спортивных автомобилей того времени, Pontiac сделал спорткар доступным.

Три человека отвечали за создание первого мощного «понтиака». Ими были специалист по двигателям Russell Gee, проектировщик шасси Bill Collins и John De Lorean – главный инженер компании, тот самый человек, который позже создал автомобиль DMC-12, на котором Мартин Макфлай путешествовал «назад в будущее».

Корпоративная политика General Motors того времени не предусматривала создание спортивных автомобилей  и мощные двигатели ставились на огромные комфортабельные «крейсеры». Однако коммерческий успех смелого эксперимента Pontiac, а в первую очередь его главного инженера, оживил целый класс небольших (по американским меркам), но очень мощных машин.

Изначально он назывался Pontiac Tempest GTO, поскольку являлся одной из комплектаций в модельном ряду Pontiac Tempest. В спецификацию входил 325-сильный двигатель V8 рабочим объёмом 6,5 л (который ставился в то время на модели Pontiac Catalina и Boneville), усиленная подвеска, механическая четырёхступенчатая трансмиссия (взамен автоматической), агрессивный внешний вид с большим количеством хромированных деталей и многое другое.

Позже GTO стал самостоятельной моделью. По иронии судьбы у своих поклонников он получил прозвище «Goat» («козёл»), не несущее негативного смысла, созвучное к GTO. И, кстати, этот "волк в овечьей шкуре" разгонялся до 100 км/ч за 7 секунд. Успех модели 1964 года вдохновил его создателей усовершенствовать её для 1965 года. Изменения носили косметический характер, поменялось расположение фар головного света, немного изменился интерьер, и двигатель стал мощнее на 10 л.с.

1966 - Революция

В 1966 году GTO становится отдельной моделью Pontiac, а не комплектацией, и самым продаваемым автомобилем марки. Автомобиль получил также незначительные изменения внешнего вида. К сожалению, тогда руководство General Motors запретило выпуск автомобилей с двигателем, на котором установлено больше одного карбюратора и существенного прироста в мощности GTO не получил. Однако запрет сняли в 1967 году, когда вышла следующая генерация с новым двигателем.

GTO 1968-го был построен на совершенно новой платформе и кардинально отличался от моделей прошлых лет. Он прибавил в весе и размерах. Внешний вид стал более агрессивным, появились опциональные складывающиеся фонари, которые заказывал почти каждый покупатель, из-за чего все думали, что это заводская версия.

Главным же для модели этого года, стало отсутствие классического бампера в передней части. Его заменила новая конструкция Endura, в которой функцию бампера выполнял резиновый корпус, смягчающий удары. В одном рекламном ролике DeLorean молотит кувалдой по нему и с автомобилем ничего не происходит. Машина потеряла много хрома во внешнем виде и получила более производительный двигатель. 

В 1969 вышла самая известная модель во всей истории GTO. Комплектация Pontiac GTO Gudge включала 366-сильный V8, агрессивные воздухозаборники на капоте, окрашивалась в шокирующие яркие цвета и имела оригинальные наклейки по периметру кузова. К сожалению, этот год, вошедший в историю фестивалем рок-музыки в Вудстоке, совпал с началом медленной смерти GTO.

Pontiac GTO Gudge (pasphotography / Shutterstock.com)

Продажи GTO начинают падать, и «козёл» становится более тяжёлым и комфортабельным автомобилем для поездок за город. В передней части появляется четыре фары, утопленные в  бампер Endura, задняя часть также претерпевает изменения.

1972 – Начало конца

Слабые продажи заставляют менеджеров компании GM снять с производства GTO в качестве самостоятельной модели. Однажды появившись, как комплектация к автомобилю, она возвращается к истокам, но теперь производится в вариациях Pontiac LeMans и Lemans Sport.  

Pontiac LeMans (1969)

Ужесточение требований безопасности к конструкции автомобиля, приводит к упразднению бампера Endura и установки тяжёлого хромированного. 1974-й год становится последним в истории маскл каров для GTO, теперь он преобразуется в компактную модель Pontiac Ventura, не имеющего ничего общего с прошлым монстром.

Компания GM позже попытается возродить именитый GTO в модели австралийского бренда Holden Monaro, продаваемого под маркой Pontiac с 2004 по 2006 года. Но, в глазах ярых поклонников первых GTO она выглядела как насмешка и не имела такого оглушительного успеха.

Dmitry Zaltsman / Shutterstock.com

Pontiac GTO стал прародителем целого направления в автомобилестроении. После его дебюта в 1964-м году маскл кары начинают появляться у разных производителей Америки. Этому способствует растущая популярность и увеличение продаж GTO.  В каждой машине сохранена индивидуальность, присущая отдельной марке. Наиболее яркими представителями того времени считаются Chevrolet Chevelle/Camaro/Challenger, Plymouth Barracuda, Pontiac Firebird, Ford Torino/Mustang, Dodge Charger/Challenger, фотографии которых можно посмотреть в нашей специальной галерее. Также предлагаем ознакомиться с информацией о гитаристе группы Metallica, который обладает как раз Pontiac GTO тех самых лет.

Некоторые модели возродились в наши дни, например Dodge Challenger SRT8 2008 г. или Chevrolet Camaro SS 2009 г.

DDCoral / Shutterstock.com

Понравилось?

Автомобили