Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Мотоспорт. Супермото.

24.02.12

Михаил Кофман

Признаюсь, когда я впервые услышал от кого-то термин супермото, в голове сразу всплыло что-то очень большое, быстрое и мощное, вроде Suzuki Hayabusa или  Yamaha V-max.

Каково же было моё удивление, когда выяснилось что речь идёт вовсе не о спортбайке или круизере, хотя начиналось всё…

Прежде чем начать рассказ, разберёмся в терминологии. Супермото – это вид мотоциклетных гонок и иногда данный термин используется для обозначения мотоциклов, также как супермотард или мотард, только последние названия означают исключительно типы мотоцикла.

Для того чтобы понять что это за явление, обратимся к истории. Где это зародилось, да и вообще когда появились такие мотоциклы, спорят до сих пор две страны, расположенные на разных континентах – США и Франция.

В конце 1970-х в Америке на телеканале ABC, начали показывать шоу «Superbikers», целью которого было выявить самого лучшего мотогонщика в мире среди всех возможных мотоциклетных дисциплин (мотокросс, кольцо и др.). Для этого построили специальный трек, на котором были участки с ровным асфальтовым покрытием и гравийные секции с трамплинами из мотокросса. Участники должны были на одном мотоцикле развить максимальную скорость на треке, и выйдя на грунт, пытаться соревноваться там и снова выходить на асфальт.

Представьте, насколько должна быть универсальна техника, не говоря уже о пилоте. Ведь для мотокросса необходима хорошая физическая подготовка спортсмена – это силовой спорт, а для шоссейно-кольцевых гонок наоборот, выносливость спортсмена не так важна, да и где вы видели двухметрового богатыря на спортбайке. Кроме того, спортивный дорожный мотоцикл вряд ли выдержит двадцатиметровый пролёт и приземление на «плоскач». Здесь потребуются куда большие ходы подвесок, да и резина с другим протектором.

Интерес конструкторов и пилотов подогревала двадцатимиллионная аудитория канала ABC. Неудивительно, что в начале на этих гонках можно было встретить «разношерстные» мотоциклы, относящиеся только к одному классу. Постепенно  на этих гонках выявился наиболее подходящий тип байка – лёгкий «кроссач», поставленный на широкие колёса с полу-внедорожной резиной, который мог разогнаться на асфальте до 160 км/ч (трасса не предполагала длинных «прямиков») и при этом быть маневренным и вёртким на грунте, выдерживая жёсткий «продубас».

Шоу просуществовало вплоть до второй половины 1980-х, после чего интерес к нему начал угасать и постепенно оно исчезло с голубых экранов. Но опыт, накопленный за время проведения соревнований, не был забыт. Супермото в Америке забылось на несколько лет, но было подхвачено энтузиастами на другом конце земного шара.

Мотоциклы такого типа начали строить во Франции. В то время сумасшедшая молодёжь хотела носиться по городским джунглям, легко уходить от полиции и передвигаться не только по дорогам общего пользования. Неизвестно, с чего всё началось, то ли с американского шоу, толи сами французы вывели такой вид мотоцикла, но их появление тоже датировано второй половиной 80-х.

 В то время заводских мотардов ещё не существовало, и молодые люди предпочитали брать за основу кубатурные кроссовые мотоциклы или эндуро для переделки. Такими в то время были Honda XR600R, Honda CR500, Kawasaki KX500, Yamaha TT600 и другие. Интерес среди населения Франции рос, и уже в 1991 году прошел первый в мире чемпионат по супермото.

Состоялся он в пригороде Парижа, на трассе Carole. Соревнования стали проводиться ежегодно, привлекая к себе внимание гонщиков из других стран Европы, особенно Италии и Испании.

В США супермото снова появился лишь в 2003 году и начал стремительно развиваться. Соревнования проходили под эгидой AMA - американские гонщики ничем не уступали, и даже выигрывали европейские чемпионаты.

В 2002 году проходит первый чемпионат мира по супермото, ранее гонщики соревновались на национальном уровне. В этом же году впервые проходят официальные соревнования и в России. Первая попытка участвовать в международном «чемпионате наций» (Supermoto of Nations) состоялась в 2011 году, когда группа энтузиастов этого спорта в нашей стране подала заявку на участие в состязании.

На данный момент соревнования у нас проходят на любительском уровне, и выступление в 2011 году на чемпионате показали миру, что в России тоже есть супермото и он набирает обороты. Будем надеяться, что он станет не единственной в нашей стране, тем более что число поклонников этого спорта растёт с каждым годом.

Supermotard

Как уже говорилось, донором для постройки мотарда раньше были мотоциклы типа эндуро, реже кроссовые, из-за своего малого ресурса. Со временем начали появляться и заводские модели, но об этом позже, а сейчас поговорим о классической доработке мотоцикла, как о «единственно правильном» пути создания настоящего мотарда.

И здесь, определяющим в выборе «донора» для постройки супермотарда является то, где он будет использоваться.

Если это соревнования международного класса или национальные чемпионаты, то здесь выбор падает на чистокровные кроссовые мотоциклы, из которых делаются монстры с самыми высокими характеристиками. Это «боевой» тип мотарда, в котором при переделке заменяется практически всё, расплатой за что становится очень низкий ресурс всех деталей. Основой могут служить такие мотоциклы как Honda CRF450R, KTM SXF450, Yamaha YZ450F, Suzuki RM450Z, Kawasaki KX450F.

В другом случае, когда мотоцикл переоборудуется для выступления в любительских соревнованиях и будет использоваться не в жёстких условиях, или вообще строится для «себя любимого» (любительское использование) - выбираются так называемые «хард-эндуро», представителями которых можно назвать Honda XR400, Suzuki DR-Z400R, Kawasaki KLX450, Yamaha WR400/426/450F, KTM EXC 450-530, Honda CRF450X.

Некоторые используют такие мотоциклы для движения вне трека, но тут надо учитывать, что большинство из них не легализованы для движения по дорогам общего пользования.

Итак, что заменяется в таких мотоциклах?  Начнём со второго варианта исполнения мотарда, где преобразования минимальны. Кроссовые колёса, размерностью 19 дюймов спереди и 21 сзади заменяются более широкими, диаметром 17 дюймов. Чаще всего это спицованные колёса, однако ставят и литые диски того же размера.

Агрессивная, внедорожная резина уступает место сликам с особенной нарезкой (протектор нарезается специальным устройством – вариант для «боевых» мотардов) или обычную дорожную резину. На передний тормоз устанавливается тормозной диск увеличенного диаметра (обычно 320 мм) с переходником, под штатный суппорт. На руль ставится защита рук и «в добрый путь».

Это минимальный набор операций для переделки эндуро в мотард. Развивая тему, можно перенастроить карбюратор, установить прямоточную систему выпуска, «раздушить двигатель» (снять все заводские ограничители), поставить радиальную ручку переднего тормоза и четырёх поршневой суппорт вперёд (штатная система не будет справляться с сильными нагрузками).

Всё это продаётся в большинстве зарубежных магазинов, причём можно даже заказать готовый набор для быстрой доработки некоторых мотоциклов. Для участия в соревнованиях и «подъёма на подиум» дальнейшая модернизация не имеет смысла, так как эти мотоциклы довольно тяжёлые и не такие маневренные, как кроссовые, и не смогут стать им соперниками.

В этих мотоциклах происходит куда более глубокая переработка, а иногда замена узлов и агрегатов на более производительные. Это делается не только для повышения рабочих характеристик, но и для подготовки мотоцикла к эксплуатации в очень жестких условиях, чтобы он не развалился после первого заезда. Помимо вышеописанного, сюда входит замена всех тормозов, полная переработка двигателя, установка  специального проскальзывающего сцепления, подвесок с прогрессивными характеристиками, траверсы с меньшим углом наклона вилки и многое другое.

Производители мотоциклов давно поняли потребность в создании серийных моделей мотардов. Первый вышел ещё в далёком 1991 году - Gilera Nordwest, правда особой популярности не получил, в виду своей дорожной направленности и начинкой, не подготовленной к гонкам.

К середине 1990-х большинство европейских производителей (КТМ, ССМ, Husaberg, Husqvarna) научились делать мотарды, и практически у каждого была своя модель.

В Японии не приняли всерьёз это направление, и выпускать серийныё модели начали лишь в конце прошлого века. Что явилось толчком в создании многих фирм, занимающихся постройкой мотардов на основе японских кроссовых мотоциклов. На сегодняшний день европейские фирмы-производители лидируют по производству серийных мотардов и по разнообразию их в модельном ряду.

Стоит также сказать о разновидности серийных мотардов, которая создана, как лекарство от пробок в крупных городах. Они не предназначены для серьёзных нагрузок и являются хорошим средством передвижения, как по дорогам общего пользования, так и по лёгкому бездорожью, не больше. Чаще всего это «дорожные версии» эндуро, реже хард-эндуро.

Такими представителями являются Kawasaki D-Tracker, Honda XR250 Motard и XR400 Motard, Yamaha WR250X, Suzuki DR-Z400SM и другие. Кроме того многие ставят лёгкие эндуро на дорожные 17-ти дюймовые колёса, делая их более манёвренными в городском потоке.

Целью соревнования в этом виде спорта, как и во многих других, считается пересечение финишной черты первым. Различия в состязаниях, проводимых на территории США и Европы, заключаются в трассе. В США, с их развитой школой мотокросса, на треке преобладают участки с гравийным покрытием и всевозможные трамплины. Напротив, в Европе больше любят и умеют ездить по прямым дорогам, поэтому там до 70% трассы – ровный асфальт.

В России очень часто проходят соревнования на чистом асфальте, реже комбинируя их с грунтовыми участками. В нашей стране это достаточно молодой вид спорта, но он развивается. Кто знает, может быть, наши ребята будут стоять на подиуме вместе с именитыми американскими и европейскими гонщиками.

Понравилось?

Авто / Мото спорт