Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Термофен – необходимый атрибут современного автосервиса

28.02.12

Михаил Кофман

На современной станции технического обслуживания автомобилей (СТОА) найдётся большое количество устройств, облегчающих жизнь «сервисменам».

Пропуская традиционный слесарный инструмент и диагностическое оборудование (о них мы поговорим в следующих статьях), я расскажу о таком полезном устройстве, как термофен.

Термофен (строительный фен, термопистолет и др.) представляет собой устройство для нагрева, обжига и пайки.

Это современная версия паяльной лампы, которая до сих пор используется в гаражных сервисах. Однако её применение небезопасно, вследствие использования горючей жидкости (спирта, керосина, бензина) в качестве рабочего элемента.

Наибольшую опасность таит в себе резервуар с топливом, в  котором оно испаряется и может воспламениться при контакте с нагретым металлом при нарушении целостности ёмкости. Более безобидным аналогом паяльной лампы выступает газовая горелка, работающая так же, как и газовая плита.

При использовании таких средств требуется строгое соблюдение правил безопасности, поэтому в современной автомастерской всё чаще можно увидеть термопистолет, работающий от бытовой электросети. Расскажем немого о видах, эксплуатации и применении этого нехитрого «девайса».

Термофен производит достаточно мощный поток горячего воздуха, который сравним по мощности с вышеупомянутыми средствами. Принцип работы такой же, как и в обычном фене, но температура выходящего воздуха, как и мощность такого прибора, значительно выше.

Чтобы выбрать наиболее подходящий строительный фен, необходимо знать его характеристики и область применения. Начнём с характеристик. Наиболее важной из них является возможность плавного регулирования температуры выходящего воздуха, и если такой регулировки нет, то владелец будет привязан к заданным температурным режимам. Такое регулирование позволяет значительно расширить сферу применения  фена и разнообразие обрабатываемого материала.

Второй, но не менее важный параметр – это возможность поддержания заданной температуры вне зависимости от нагрузки на инструмент. Это позволяет продлить срок службы спиралей фена.

Помимо этого, на строительном фене должен стоять теплозащитный кожух, опоясывающий сопло, через которое подается воздух. Также желательно иметь «закрытую рукоятку», снижающую риск возникновения ожогов от струи горячего воздуха, отражённой от материала, и защищает от брызг этого материала. Классически, фен имеет форму пистолета и такие характеристики, как производительность (л/мин), мощность (Вт), температура выходящего воздуха (град.), вес  и цена. Производительность может регулироваться на некоторых моделях (плавно или ступенчато) и обычно варьируется в пределах от 200 до 500 л/мин. Максимальная мощность составляет около 2300 Вт на профессиональных моделях и около 1600 Вт на бытовых. Температура воздуха регулируется как плавно, так и ступенчато, и варьируется в пределах от 50 до 700 градусов на профессиональных моделях.

Вес такого фена обычно не превышает полтора килограмма, а вот стоимость может сильно разниться. Базовый термофен, без каких-либо регулировок можно купить в строительном магазине по цене от 700 руб. Стоимость инструмента профессионального уровня составляет в среднем 3500-5000 рублей. На рынке хорошо зарекомендовали себя следующие производители строительных фенов: Bosch, Black&Decker, Skil, Metabo, Makita и другие. Лично я пользовался моделью Bosch GHG 660 и меня она полностью устраивала.

Производители также расширяют сферу использования этого инструмента посредством использования дополнительных форсунок, которые могут идти в комплекте или поставляться отдельно. Например, для пайки медных труб или профилей применяются круглые форсунки. Плоские насадки используются для удаления слоя старой краски или разогрева и пайки пластика.

Стеклозащитные – для удаления замазки, краски, лака не повреждая стекло или другую поверхность, не выдерживающую высоких температур, а также другие насадки.

Для обеспечения долгой бесперебойной работы фена и обеспечения собственной безопасности следует придерживаться некоторых правил по использованию такого инструмента. Перед началом работы и после неё требуется дать поработать фену вхолостую, установив низший тепловой режим. Это значительно продлевает срок службы спиралей, за счёт плавного нагрева и охлаждения. В процессе работы нельзя перекрывать воздухозаборные решётки – это может стать причиной перегрева электродвигателя фена. Место работы должно быть оборудовано принудительной вентиляцией, так как некоторые материалы при разогреве выделяют не безопасные для органов дыхания вещества. Кроме того запрещается использование фена вблизи легковоспламеняющихся материалов.

Применение этого инструмента в автосервисе может быть разносторонним. Например, для откручивания закисших резьбовых соединений используется горелка, почему бы не использовать для этих целей строительный фен?  Также при тонировке автомобиля или оклейке кузова защитной плёнкой, фен используется для деформации и придания нужной формы.

В электрике его можно применить для обжатия изоляции термоусадочными кембриками или при тюнинге фар, когда требуется размягчить герметик, удерживающий линзу. Снять краску с  металла, производить всевозможные работы с пластиками (пайка, придание нужной формы), запаять старый радиатор, использовать тепловую посадку при установке, например, подшипников в картер, вместо пресса и так далее.

Список можно продолжать до бесконечности, однако не все автосервисы используют термопистолет при работе. Надеемся, статья поможет вам расширить список оказываемых услуг.

Понравилось?

Профессиональное оборудование