Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Мотоспорт. Шоссейно-кольцевые гонки

16.03.12

Михаил Кофман

Мотоцикл появился очень давно, ещё в 1885 году и прошло всего девять лет, прежде чем были организованы первые мотогонки. Гонщики двигались по маршруту Париж – Руан вместе с автомобилями.

На соревнованиях было необходимо протестировать новые двигатели внутреннего сгорания, а от гонщиков требовалось хладнокровие и отвага из-за низкого уровня безопасности и высокого количества несчастных случаев.

Популярность мероприятия и деньги, вырученные от проведения соревнований, привели к развитию вида спорта и заставили организаторов ужесточить правила в гоночной среде. Таким образом, в начале 20-го века стали появляться  команды и Мото Гран-При.

Первоначальное название Coupe Internationale позже было переименовано в Grand Prix of Europe на гонке Patzau в Австро-Венгрии, прошедшей 8 июля 1906 года. С этого момента Гран-при начинает стремительно развиваться и приобретает славу правильно организованных и безопасных состязаний.

Sandro Donda / Shutterstock.com

Чемпионат мира впервые стартовал в 1949 году. Тогда спортсмены состязались в четырёх классах, разделённых объёмом двигателя: 500 см3, 350 см3, 250 см3 и 125 см3. В том чемпионате в классах 500 см3 и 350 см3 победу одержали британцы Лэсли Грэм (Leslie Graham) и Фредди Фрит (Freddie Frith) соответственно. В младших классах первые места одержали итальянцы Бруно Руффо (Bruno Ruffo) и Нелло Пагани (Nello Pagani), выступая на мотоциклах с объёмом двигателя 250 см3 и 125 см3.

В 50-х годах на трассе доминировали итальянские производители мотоциклов, такие как Mondial, Moto Guzzi, Gilera, MV Agusta. Позже, в борьбу включаются английские производители с мотоциклами марок Norton и Triumph.

В 60-х ситуация на треке кардинально меняется в связи с появлением японских мотопроизводителей, которые продолжают успешно выступать и в настоящее время. Honda, Suzuki и Yamaha включаются в борьбу сразу во всех классах, и уже в 1962 году мотоциклы марки Honda завоевывают три мировых титула в классах 350 см3, 250 см3 и 125 см3. Помимо вышеупомянутых четырёх классов, в том же 1962 году был введён класс 50 см3, в котором себя успешно показали мотоциклы Suzuki.

В 70-х несколько японских производителей были вынуждены отказаться от участия в состязании из-за возросших материальных затрат, к которым они не были готовы. В это время международная мотоциклетная федерация FIM (фр. Fédération Internationale de Motocyclisme) вводит привязку количества цилиндров у двигателя к конкретному классу: один у 50 см3, два у класса 125 см3 и 250 см3, и четыре у класса 500 см3. В старших классах с 1968 года побеждают мотоциклы MV Agusta. Так продолжается до 1972 года, когда мотоциклам марки составили серьёзную конкуренцию европейские (Bultaco, Kreidler, Morbidelli) и оставшиеся японские производители (Kawasaki, Suzuki, Yamaha). К ним также присоединился американский Harley Davidson.

В 1983 году, в чемпионат мира возвращается Honda со своим революционным NS500 с двухтактным двигателем V3 500 см3, на котором «Быстрый Фредди» (американец Фредди Спенсер) побеждает в «королевском» классе. С середины 80-х преимущество японских мотоциклов становится очевидным, а управляющими ими в «старших» классах пилотами, становятся американцы. В 1980 году класс 350 см3 упразднили, а на смену 50 см3 мотоциклам пришли 80-кубовые, но вскоре и их упразднили. Таким образом, к 1990 году осталось 3 класса: 500 см3, 250 см3 и 125 см3.

Сезон 2001 года стал последним для класса 500 см3. Он уступил место мотоциклам с объёмом двигателя 990 см3. В последнем чемпионате для «пятисосток» побеждает Валентино Росси, успешно выступающий до этого в младших классах. С этого момента начинается его эпоха.

Вплоть до 2010 года особых изменений в регламенте относительно мотоциклов не происходит, кроме понижения «кубатуры» двигателей в королевском классе до 800 см3 в 2007 году и становлением фирмы Bridgestone в качестве единственного поставщика шин для этого класса в 2009 году. В 2010 году упраздняется класс 250 см3, и на смену приходит класс Moto2, в котором соревнуются мотоциклы с 600-кубовыми двигателями от компании Honda и различными производителями шасси.

Natursports / Shutterstock.com

В СССР первый чемпионат по шоссейно-кольцевым гонкам состоялся в 1948 году, с тех пор он проводится регулярно. Чемпионат проводился в категориях «А» и «Б». В первую категорию входили мотоциклы Серпуховского мотоциклетного завода, соревновавшиеся в классах 50, 125, 250 и 350 см3. В категории «Б» принимали участие мотоциклы Минского, Ижевского и Ковровского заводов с объёмом двигателей 125, 175 и 350 см3. Изначально соревнования проводились в Таллине и собирали до 100.000 зрителей. Позже чемпионаты проводились в городах Тарту, Вильянди, Пайдэ, Риге, Каунасе и др.

После распада СССР соревнования проводиться перестали и вновь возродились лишь в 1998 году, когда была организована «гонка поддержки», проходившая параллельно с автомобильными гонками. Интерес публики превысил все ожидания и с 2000 года Чемпионат России начинает проводиться ежегодно.

На данный момент самым именитым гонщиком является Валентино Росси, выступающим под номером «46», которого прозвали «доктором» из-за его хладнокровия, с которым он выступает в MotoGP.

Tan Kian Khoon / Shutterstock.com

Соревнования

Чемпионат мира включает соревнования в трёх классах: 125 см3, Moto2 и «королевском» MotoGP. С первого класса обычно начинается гоночная карьера пилота в чемпионате, в который, как и в Moto2 допускаются гонщики не младше 16 лет. Как писалось выше, двигатель Honda 600 см3 один для всех моделей класса Moto2, так же как и шины от единственного поставщика Dunlop в этом классе. Постройку шасси регламентирует FIM. В классе MotoGP участвуют прототипы объёмом 800 см3, а с 2012 года - объёмом 1 л. Минимально-допустимый возраст гонщика составляет 18 лет.

Традиционно, этапы проходят в выходные дни и длятся с пятницы по воскресенье, исключением является гран-при Нидерландов в Ассене, проходящие с четверга по субботу. Первые два дня сессии отведены для тренировок и квалификации в каждом классе. В квалификационном заезде выявляется лучшее время круга каждого пилота для расстановки в порядке возрастания на гонке.

Rainer Herhaus / Shutterstock.com

Третий день начинается с разминки в каждом классе, после которой следует гонка протяжённостью 95-130 км и продолжительностью 40-45 минут в зависимости от этапа.

Первыми выступают младшие классы, а в конце «королевский». Во время гонки «пит-стопов» не предусмотрено и заезд на «питлейн» происходит из-за неисправности или из-за смены погодных условий. Когда начинается дождь, гонка в двух младших классах приостанавливается и продолжается после «переобувки» мотоцикла на дождевую резину. В классе MotoGP в случае дождя, гонщики заезжают на «питлейн» и пересаживаются на заранее настроенные мотоциклы. В зависимости от класса количество участников может колебаться от 18 пилотов в «старших» заездах до 40 в «младших».

DSPA / Shutterstock.com

Система оценки выступления заключается в начислении определённого количества очков команде, пилоту и производителю мотоцикла, в зависимости от позиции на финише: 1-е место даёт 25 очков, 2-е – 20, 3-е -16, 4-е – 13, 5-е – 11 и далее, за последующие места снимается по 1-му очку. Количество пилотов в команде может доходить до 3-х, но обычно участвуют двое.

Прототипы

Мотоциклы, участвующие в чемпионате, это высокотехнологичные болиды, построенные для достижения максимально допустимых характеристик и для демонстрации технологического прогресса. Они не предназначены для эксплуатации на дорогах общего пользования и не выпускаются в серию. Многие разработки берут на вооружение крупнейшие производители.

Кроме этого, серьёзно продумываются маркетинговые расцветки всех команд. Обычно на мотоцикле крупно указывается главный спонсор, который также присутствует в названии команды, и более мелко остальные, спонсирующие команду, организации. Кроме вышеуказанных различий в каждом классе, стоит добавить, что количество передач ограничено шестью, 2-тактные двигатели запрещены для использования в старших классах, а также существует ограничения  по весу пилота с мотоциклом (в каждом классе свои). 

Adriano Castelli / Shutterstock.com

Основные производители, соревнующиеся сейчас в классе MotoGP это Ducati, Honda, Suzuki, Yamaha. В классе Moto2 соревнуются производители шасси - ADV, Bimota, BQR, FTR, ICP, Moriwaki, MZ, Pons Kalex, Promoharris, RSV, Scot, Suter, Tech3, TSR. В классе мотоциклов 125 см3 могут принимать участие мотоциклы с объёмом двигателя от 80 до 125 см3. Здесь конкуренция не такая высокая (Aprilia, Derbi, Honda, Lambretta).

Понравилось?

Авто / Мото спорт