Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Мотоспорт. Стантрайдинг.

27.03.12

Михаил Кофман

Каждый раз в тёплое время года, подъезжая к светофору, и видя на нём мотоциклиста, я жду от него чего–то сверхъестественного. С замиранием сердца рассматриваю «архитектуру» байка, экипировку всадника, его шлем, звук выхлопа мотоцикла, и жду, когда загорится зелёный свет. Конечно, это относится не ко всем двухколёсным транспортным средствам с моторчиком.

Согласитесь смотреть одинаково на «табуретку» и «стритфайтер» как-то не выходит. В первом случае просто сочувствуешь человеку на скутере и желаешь ему в будущем купить что-нибудь помощнее да посолиднее и безопасно добраться до места назначения.

Во втором случае ждёшь какого-то всплеска энергии, будь то резкое ускорение, сопровождающееся грозным рыком мотора, или поднятие переднего колеса в воздух, в общем, чего-то, что выходит «за рамки», поднимает настроение и заставляет учащённо биться сердце.

Опишу вкратце случай первого знакомства с трюкачеством на дороге. Было это жарким летом очень давно. Тогда у меня только появился скутер, и я не представлял жизни без него. Путешествуя по дорогам Москвы, я в очередной раз остановился на светофоре на запрещающий сигнал, также как и другой участник движения на двух колёсах с противоположной стороны транспортного потока. Я стал бессовестно разглядывать спортивный мотоцикл «коллеги» с повышенным слюноотделением и участившимся дыханием, в то время как байкер не обращал никакого внимания на меня и моего «ослика», пока не загорелся зелёный сигнал светофора. В этот момент он включил первую передачу, «бросил» сцепление, резко встал на заднее колесо и начал ускоряться в этой позиции, при этом повернулся ко мне лицом и приветливо помахал рукой. Всё произошло очень быстро, но оставило в памяти неизгладимый след и желание научиться делать нечто подобное.

TachePhoto / Shutterstock.com

Ответ на вопрос что такое стантрайдинг (stuntriding), кроется в названии – в переводе это слово означает трюковая езда (stunt – трюк, ride - ездить). Это сравнительно молодой вид спорта, который сейчас активно набирает обороты. Когда была заложена основа спорту, сказать сложно. Одни источники говорят, что прародителями  трюковой езды на мотоцикле были англичане, начавшие «трюкачить» в 80-х годах 20-го века. Американцы говорят, что начали этим заниматься ещё в 40-х, достоверно известно только о фактах проведения первых мероприятий и первых «стантерах». Одним из вдохновителей движения является англичанин Гарри Ротвелл (Gary Rothwell), освоивший технику выполнения наиболее популярных трюков стантрайдинга: wheelie (англ. – вилли, езда на заднем колесе), stoppie (англ. стоппи, поднятие заднего колеса при торможении и замедление на одном переднем колесе) и burnout (отжиг резины). Дополнительно используются акробатические действия пилота на двигающемся мотоцикле. Первый европейский чемпионат состоялся в середине 90-х в Нидерландах, а в 1998 году прошёл первый чемпионат мира по этому мотоспорту. В России Федерация cтантрайдинга была основана в Санкт-Петербурге в декабре 2002 года. 

Alexandra Lande / Shutterstock.com; denirofoto / Shutterstock.com

Фигурное вождение мотоцикла требует постоянного обновления трюков и индивидуальности от пилота. В арсенале каждого «прорайдера» найдётся несколько фишек, которые делает только он, либо только он может сделать их зрелищнее всего. На данный момент в «станте» существует несколько стилей: американский, европейский и японский.  Каждому свойственна определённая манера исполнения и свой набор трюковых элементов. Американцы любят  ездить на мотоциклах с пластиковым оперением (штатный аэродинамический обвес спортбайка), исполняя большое количество акробатических этюдов. В то время, как европейцы являются сторонниками более техничного исполнения трюков. Японцы берут лучшее у обоих направлений и выступают по-своему. Наиболее известными райдерами являются Бил Диксон (Bill Dixon), Ник Апекс (Nick Apex), Алекс Флорес (Alex Flores), Аарон Колтон (Aaron Colton), Лин Эшлом (Lin Eshalom), Брайн Бубаш (Brian Bubash), Эрни Вигил (Ernie Vigil), Крис Пфайфер (Chris Pfeiffer), Джонни До (Johnie DO), Кевин Кармайкл (Kevin Karmichael), Матти Гриффин (Mattie Griffin), Шин Киношита (Shin Kinoshita), Джориан Пономареф (Jorian Ponomareff).

В соревнованиях и показательных выступлениях по этому виду спорта оценивается зрелищность и сложность трюков. В выступлениях чаще всего нет каких-либо ограничений в программе, каждый участник предоставлен сам себе. Иногда происходят коллективные выступления, в которых два райдера соревнуются в выполнении одного элемента. Выступление пилота оценивается по трём параметрам: сложность, исполнение (законченность определённого элемента)  и общее представление (выступление в целом); по каждому из которых необходимо выставить определённое количество баллов. Далее очки суммируются, и победителем становится обладатель наибольшего количества баллов. Спортсмен штрафуется (вычитаются баллы) при падениях (момент касания защитных элементов мотоцикла земли), а также за не техничное и чистое выполнение трюка.

Ранее, мы уже рассказывали о мотоцикле для стантрайдинга в интервью с известным российским «стантером» Маратом Канкадзе. Марат катается на переделанном кроссовом мотоцикле CRF450R и хард-эндуро WR450F, однако, наиболее распространенным мотоциклом для «станта» являются спортбайки и подобные им нейкеды, которые переделываются под нужды трюковой езды. Самыми яркими представителями таких мотоциклов являются Honda CBR600F4i, Kawasaki ZX-636, Yamaha R6, Honda CBR929/954/600, Suzuki GSX-R600. Наиболее подробно о переделках этих мотоциклов рассказано в следующем видео.

Стоит отметить, что тюнинг такого байка – дело очень затратное, как и его ремонт, который обязательно будет происходить в результате многочисленных падений. Поэтому многие начинающие предпочитают тренироваться на чём-то более бюджетном, не требующем больших вложений при ремонте и наименее «травмоопасном». Речь идёт о питбайках - маленьких кроссовых мотоциклах, на которых удобнее всего учиться основам трюковой езды.

Вообще, по словам профессионалов, научиться выполнять трюки на мотоцикле можно на чём угодно, главное желание. Дополнить вышесказанное можно только захватывающим видеороликом, который предлагаю посмотреть.

Понравилось?

Авто / Мото спорт