Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

АКПП с гидротрансформатором: новинки, диагностика.

11.05.12

Михаил Кофман

В наше время появилось большое количество автоматических трансмиссий, способных передавать огромные крутящие моменты, подобно механическим коробкам передач.

Среди наиболее распространённых можно отметить так называемые «роботы», или роботизированные коробки передач, работающие по принципу «механики» с установленным на них механизмом автоматического выбора передач.

Далее идут вариаторы, работающие по такому же принципу что и на скутерах, где передаточное число изменяется бесступенчато, и которые прослыли своей ненадёжностью, прежде всего, из-за несовершенства конструкции передающего элемента (цепь, ремень, лента), отчего они не могут передавать большой крутящий момент.

Венцом автоматических коробок передач были и являются агрегаты с гидротрансформатором (АКПП). Такая трансмиссия представляется наиболее надёжной и комфортабельной, поэтому её чаще всего устанавливают на автомобили.

Рассмотрим процесс проверки такой коробки передач на тестируемом автомобиле с пробегом. Сделать первичные выводы о работоспособности такого агрегата достаточно легко по нескольким критериям. Остановимся на каждом подробнее.

Первая проверка производится на прогретом, работающем на холостом ходу, двигателе, при установленном  в положение «P» (паркинг) селекторе выбора передач. Если «автомат» имеет щуп для проверки уровня масла (при отсутствие оного, сразу можно переходить дальше), вынимаем его, вытираем насухо тряпочкой, и «окунаем» снова, как при проверке уровня масла в двигателе. Оцениваем количество масла по уровню: может быть норма, недолив и перелив.

Какие выводы можно сделать на данном этапе? Во-первых, если уровень масла ниже или выше нормы - можно сказать, например, о том, что в системе есть утечка. Владелец автомобиля может банально подливать масло, откладывая решение проблемы на потом. Недостаточный уровень масла ведёт к повышенным нагрузкам на трение, отчего постепенно могут разрушаться фрикционы, шестерни и втулки механизмов включения передач, образуя «стружку».

Конечно, масляный фильтр сможет удержать большое количество механических частиц, но что если его давно не меняли или вместо него установлен примитивный отражатель (старые азиатские авто).  Также, если ситуация позволяет, стоит осмотреть корпус «автомата» (поднять на подъёмнике) и масляного радиатора на предмет утечки жидкости, а также механических повреждений корпуса, следов сварки и прочего.

После контроля количества, переходим к тесту на качество масла. Оно должно быть чистым, без видимых металлических частиц, следов вспенивания и прочего. Можно взять бумажное полотенце, капнуть на него маслом со щупа и подождать 30 секунд. Классический цвет – тёмно-красный, поэтому, если пятно стало широким и однородным красным, или светло-коричневым, то жидкость находится в удовлетворительном состоянии.

Сильное потемнение и запах гари от него недопустимы. Дело в том, что чем в более жёстких условиях работает трансмиссия (резкие старты, буксование, большая нагрузка), тем сильнее нагревается жидкость. Продолжительность её жизни резко снижается, как только рабочая температура переваливает за порог 90 градусов. Именно поэтому автомобили, работающие в тяжёлых условиях или буксирующие что-либо, оснащают дополнительным радиатором для охлаждения масла. Об изношенности жидкости также может свидетельствовать «лак» на щупе. В любом случае потребуется более детальная диагностика в сервисе, а в последующем возможен и дорогостоящий ремонт.

Вторым шагом, а впрочем, может и первым (очерёдность выбирайте сами), является рабочий тест. Убедившись в работоспособности тормозов, садимся за руль авто. Двигатель работает и прогрет, рычаг выбора передач стоит в том же положение «парковка». Нажимаем педаль тормоза и перемещаем селектор АКПП в положение «D» (движение вперёд), затем «N» (нейтраль) и «R» (движение назад). Переключения режимов должны проходить плавно, с еле ощутимым толчком, без стуков и каких-либо слышимых механических шумов. Перебирая передачи в последовательности D-N-R и наоборот, несколько раз убедитесь в отсутствии вышесказанных эффектов. Также следует помнить, что временная задержка перед включением (еле ощутимым толчком) должна быть не более 1 секунды.

Расширить такую проверку необходимо также дорожным тестом. Переводим селектор в положение  «D», отпускаем педаль тормоза и плавно нажимаем педаль акселератора. До набора скорости в 60 км/ч коробка должна также плавно, уже без каких-либо рывков переключиться как минимум 2 раза вверх. Это можно проконтролировать падением оборотов двигателя при переключении очередной передачи. На низких оборотах двигателя и скорости около 50 км/ч отпустите педаль «газа» и нажмите её до упора, передача должна «сброситься» на одну ступень ниже, повысив обороты мотора. Также можно проверить режим «overdrive» (принудительное отключение наивысшей передачи – устанавливается на некоторых авто), при отключении которого, на панели приборов появится значок O/D off и «автомат» не переключится на наивысшую передачу, либо понизит на ступень ниже, если находился на ней. При подозрениях следует обратиться в автосервис, либо отказаться от покупки такого автомобиля.

Эволюция автоматической коробки передач продолжается, и на сегодняшний день выливается в 8-ми и 9-скоростные АКПП с гидротрансформатором, способные устанавливаться как продольно, так и поперечно на большинство автомобилей. Речь идёт о продукции компании ZF, в частности о семействе «коробок» 8HP и 9HP, принципиальные схемы которых можно увидеть ниже. Предтечей этих двух «автоматов» была 6-ступенчатая автоматическая КПП второго поколения. По сравнению с ней новинки имеют ряд преимуществ.

АКПП 8HP более экономична (до 6% в европейском ездовом цикле NEDC). Экономичность базового агрегата можно увеличить до 15% за счёт применения гибридной технологии в трансмиссии, такой как модуль гибридного электропривода. Он объединяет в себе рекуперативные функции, функции системы старт-стоп, а также может работать как электродвигатель, помогая двигателю внутреннего сгорания. Помимо этого, новый «автомат» легче прежнего, а его габариты сопоставимы с моделью 6HP и он может передавать на ведущие колёса до 1000 Нм крутящего момента.

Что касается 9HP, то здесь свои особенности. Опуская улучшенные массо-габаритные показатели и экономичность, схожую с вышеописанной, можно добавить следующее. Автомобиль стал более эффективно разгоняться (на 0,6 сек. быстрее с 0 до 100 км/ч по сравнению с 6АКПП), а также повысился комфорт придвижении на скорости 120 км/ч (обороты двигателя: 6АКПП – 2890 об/мин, 9HP48 – 2170 об/мин).

Понравилось?

Детали, узлы, агрегаты