Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Кислородные датчики. Часть 2.

09.08.11

Как и любая деталь, кислородный датчик подвержен определённому износу. Это значит, что его работоспособность с годами слабеет. Не в последнюю очередь из-за того, что датчик располагается в зоне горячих выхлопных газов, подвергается вибрации и воздействию агрессивных химических соединений.

Последствия выхода из строя кислородного датчика

Если датчик устарел, он посылает слабый или медленный сигнал. Наряду с естественным старением, возможны также другие причины повреждений. Соответствующие фотографии поломок могут подсказать причину дефекта.

Если управление двигателя не получает сигнал кислородного датчика или этот сигнал слабый, то управление действует "вслепую". Управление не может определить, каков состав сжигаемой смеси. Как следствие, управление переключается на аварийный ход и автоматически насыщает смесь. Это значит: подаётся больше топлива, чем необходимо. Так обеспечивается мощность и детали защищаются от перегрева.

Но это имеет негативные последствия: Повышается расход топлива - в среднем на 15 %, при городском движении даже выше. К тому же катализатор больше не может корректно работать, в окружающий воздух попадает больше выбросов.

Фотографии примеров поломок кислородных датчиков

В связи со своим расположением, кислородные датчики подвергаются действию высоких температур, а также агрессивных химикатов и вибрации. При этом они также подвержены износу и старению. Рекомендуется проверять действие каждые 30.000 км и/или при каждом обследовании выхлопных газов.

О возможной неполадке может говорить неспокойный ход двигателя или увеличившийся расход топлива. Специалисты мастерской выяснят, идёт ли речь о неисправности кислородного датчика. Только визуального осмотра недостаточно.

Надломленный датчик
Возможно, датчик был неправильно установлен, поэтому передача сигнала нарушена. Датчик нужно заменить.

Кабель или штекер оплавлены
Этот дефект возникат из-за контакта с выхлопной системой. Датчик нужно заменить.

Отложения копоти
В защитной трубе много копоти. Это может быть из-за богатой смеси, износа двигателя и клапанов или утечки в выхлопной системе. Поскольку отложения копоти закрывают отверстия в защитной трубе, датчик не может корректно действовать.

Ржавые контакты
Вероятно, внутрь проникла вода и вызвала коррозию контактов. При замене датчика следует проверять прочность посадки штекера, а также всех соединений между датчиком и прибором управления двигателя.

Истёртый/надломленный кабель
Очевидно, датчик подвергался сильному тяговому воздействию. При замене следить, чтобы кабель не был слишком натянут

Отсоединилось кабельное уплотнение
Очевидно, датчик был установлен с сильным натяжением. Возможно проникновение воды. Датчик нужно заменить.

Белые/серые отложения
Сильные белые или серые отложения указывают на применение топливных присадок или на сгорание масла. После устранения причины следует заменить датчик.

  

На рабочей поверхности датчика видны следы оплавления и сильный нагар.
Причины такой неисправности - позднее зажигание и неоправдано богатая рабочая смесь. Датчик подлежит обязательной замене.

 

Рекомендации по выполнению диагностики в мастерской

От работоспособности кислородного датчика зависит не только эффективность катализатора. Вышедшие из строя или дефектные датчики вызывают целый ряд проблем, напр.,

  • повышенный расход топлива,
  • выход из строя и повреждение катализатора,
  • неудовлетворительные ходовые характеристики и невыполнение требований контроля выхлопных газов.

Поэтому рекомендуется проверять действие каждые 30.000 км и/или при каждом обследовании выхлопных газов. Для этого существуют разные, дополняющие друг друга методы:

Проверка с помощью осциллоскопа

Точнее всего проверка с помощью осциллоскопа. При этом определяется минимальное и максимальное напряжение, время срабатывания и продолжительность периодов. Во время проверки следует также учитывать данные изготовителя.

Процедура проверки:

  • При скорости 2.000 оборотов довести двигатель до рабочей температуры, прикрепить осциллоскоп к сигнальному проводу, не отсоединяя датчик от управления двигателем.
  • Диапзон измерения 1–5 Вольт, время 5–10 секунд (соблюдать данные изготовителя).
  • При необходимости, активировать автоматическое распознавание сигнала.

 

Визуальный контроль

Зачастую визуальный контроль может уже помочь определить причину неполадки. Пункты проверки в мастерской:

1. Сопротивление в цепи накала:

  • Если сопротивление составляет более 30 Ω, датчик повреждён.

2. Кабель:

  • Не повреждён ли кабель или штекер?
  • Уплотнение кабеля в порядке?
  • Не проникла ли в штекер влага?
  • Штекерные контакты в порядке?
  • Кабели чрезмерно натянуты при прокладке?

3. Датчик:

  • Имеет ли датчик видимые повреждения?

Примечание: Для каждого автомобиля имеются специальные датчики - поэтому замену производить только на аналогичный датчик.

FAQ Лямбда-зонды

Как отличается выходной сигнал диагностического датчика, который устанавливается после катализатора, от сигнала регулирующего датчика, который стоит перед катализатором? Дают ли они синхронные сигналы?
Диагностический датчик отражает, насколько хорошо функционирует катализатор. При нормальной работе двигателя этот датчик выдаёт более сглаженный сигнал, по сравнению с передним датчиком, и этот сигнал поступает на блок управления двигателем с некоторой задержкой относительно сигнала регулирующего лямбда-зонда.

Почему не рекомендуется использовать универсальные датчики для систем EOBD?
При некорректной установке, например, при недостаточном обжатии проводов, существует риск того, что бортовой компьютер будет сигнализировать об ошибке при работоспособном датчике.

Можно ли использовать вместо штатного датчика с сопротивлением нагревателя 13 Ом универсальный датчик с сопротивлением нагревателя 6 Ом, добавив соответствующее сопротивление?
С электрической точки зрения проблемы нет, в этом случае можно добавить сопротивление, но в случае любых доработок производитель снимает с себя ответственность за работоспособность датчика.

Почему выпускают 2 вида универсальных 4-хпроводных датчиков – S4 и S4CG?
На некоторых машинах стандартный S4 не работает должным образом, поэтому приходится использовать другой тип –S4CG, в котором масса сигнальной цепи проходит через провод и дублируется через корпус.

Может ли кислородный датчик быть очищен при помощи различных очищающих добавок в топливо?
В случае использования очищающих присадок сама топливная система начинает работать эффективнее, поэтому и датчик начинает выдавать хороший регулирующий сигнал. Благодаря высокой температуре в выхлопной системе, отложения на датчике, как правило, сгорают сами. Однако некоторые химические соединения таких элементов, как фосфор, кремний и т.п. являются трудновыводимыми, в таких случаях происходит «отравление датчика».
Используйте только качественные присадки во избежание возможных повреждений датчика.

Можно ли применять универсальный датчик вместо широкополосных или титановых датчиков?
Универсальные датчики созданы на основе оксида циркония и в качестве выходного сигнала измеряется напряжение, при использовании же титановых датчиков измеряется изменение сопротивления, в случае если установлен широкополосный датчик, на выходе измеряют силу тока. Поэтому универсальные датчики могут применяться только вместо циркониевых датчиков.

 

  * * * * * 

Это материал был предоставлен для публикации  компанией NGK.

Уже в 80-е годы компания NGK, разработавшая кислородные датчики марки NTK, стала пионером в этой области. То, что очистка отработавших выхлопных газов стала с тех пор более эффективной, не в последнюю очередь, заслуга передовой технологии и неустанных исследований.

 

 

Понравилось?

Ликбез