Идея сверхкомпактного автомобиля для мегаполиса витает в воздухе очень давно. И чем больше пробок и грязнее атмосфера – тем сильнее витает. Инновационных нано-автомобильчиков с космическим обликом придуманы десятки и сотни, жаль только, что воплощены они не в «железе», а в виде картинок дизайнеров, которые без устали рисуют красивые, но далекие от жизни концепты.
Впрочем, переход от теории к практике постепенно осуществляется – примером тому служит хотя бы недавнее успешное рождение микрокара Renault Twizy или герой этой статьи – итальянский малыш Estrima Biro.
Так уж вышло, что из многих известных автомобильных «микропроектов» торчат «итальянские уши». Скажем, знаменитая BMW Isetta на деле является разработкой итальянской фирмы Iso SpA, а дизайн не менее нашумевшей Tata Nano разработан итальянской компанией I.DE.A Institute.
И пока маркетологи известных автобрендов ломают голову над тем, как сделать коммерчески успешный микромобиль, итальянская опять-таки марка Estrima уже несколько лет успешно реализует собственное видение современного городского транспорта под названием Estrima Biro.
Технические характеристики
Конструкция – трубчатый алюминиевый каркас с пластиковыми панелями
Максимальная скорость – 45 км/ч.
Запас хода - около 50 км
Ускорение (от 0 до 45 км /ч) - 17,5 сек. в обычном режиме, 10,5 сек. - в «спортивном»
Силовой агрегат – 2 мотор-колеса, бесколлекторные электродвигатели 4 кВт
Батарея – свинцово-кислотная, 48 вольт, 100 А/ч
Время зарядки от сети 220 вольт – 4-9 ч., при торможении используется рекуперация
Длина – 174 см,
Ширина – 103 см
Высота - 156,5 см
Вес без батарей - 245 кг
Вес с батареями - 370 кг
Количество мест – 1+1
Привод – задний
Колеса - 130/60 R13
Регистрация и водительское удостоверение – не требуются
Двухместный нано-автомобиль Biro – настоящий итальянец – как «Феррари» и «Ламборгини». Не в смысле причастности к миру суперкаров, конечно, а в том смысле, что выпускается он именно в Италии, а не в Китае, как это делается повсеместно. И, что удивительно, его уже можно кое-где встретить на российских дорогах. «Детальный подход» протестировал новинку и разузнал у её отечественных дилеров об успехах в продажах электрической экзотики.
Тест-драйв «Детального подхода»
Зарядное устройство встроено в машину – нужно только соединить шнуром разъем на бампере и электрическую розетку, обеспечивающую ток 15 ампер. Автоматика плавно наращивает мощность заряда до максимума, чтобы не выбить «пробки» резким броском тока, отображая процесс на цифровом амперметре.
Подвеска типа «мак-ферсон» - нижний рычаг, телескопическая амортизаторная стойка, поворотный кулак и рулевая тяга. Тормоза по кругу – дисковые гидравлические, без усилителя.
Тестирование Estrima Biro проходило на московских оживленных улицах – как полностью асфальтированных, так и с выделением значительной части дороги под трамвайные рельсы, обложенные брусчаткой, и изрядно разбитые.
Пересечение неровностей не вызывает затруднений, хотя раскачка кузова и приводит к определенному дискомфорту водителя, а пассажира порой заставляет схватиться за дверь.
Двум крупным взрослым, к слову, в Estrima Biro явно тесно и некомфортно. Минут десять еще можно проехать, но дольше – увольте. Оптимально в одиночку, или парой, типа двух субтильных людей или взрослый + ребенок.
Управление простое и не требующее обучения – руль и 2 педали: газ и тормоз.
Машина легко поддерживает среднюю уличную скорость, стартует вместе со всем потоком при использовании функции мгновенного ускорения «boost», изменяющей алгоритм работы контроллера, управляющего двигателями, и заставляющего ее шустрее набирать обороты, нежели в обычном режиме. Хотя с максималкой в 45 км/ч на МКАДе и скоростных проспектах Estrima Biro, конечно, делать нечего - даже в самом правом ряду.
Парковка на Estrima Biro в мегаполисе – особенное удовольствие.
Кондиционер в машине не предусмотрен и опускающихся стекол в дверях тоже нет. Поэтому за прохладу отвечают люки в крыше и заднем окне.
Небольшую поклажу можно положить на заднюю полку, в ящик за спинками сиденья или в «сундук»-багажник. Тяжелые аккумуляторы располагаются под сиденьем, обеспечивая низкий центр тяжести и устойчивость на поворотах.
Дизайн торпеды прост и лаконичен. Крупный центральный прибор (а-ля Mini Cooper) объединяет в себе спидометр, ЖК-индикатор пробега и лампочки индикации. Правый рычажок – это «КПП» - он отвечает за переключение хода «перед/зад», а также за режим ускорения «boost» - для этого его нужно потянуть на себя и удерживать.
Однако непонятно, почему при довольно симпатичном и аккуратном левом подрулевом переключателе указателей поворота, нельзя было так же справа реализовать рычаг стеклоомывателя. Включение дворника и подача воды на стекло осуществляется грубыми и неудобными кнопками, в стиле клавиш ВАЗ-классики.
Для заливки воды в бачок стеклоомывателя нужно снять капот. Также под капотом можно долить тормозную жидкость, проверить звуковой сигнал и отрегулировать фары. Больше ничего там нет.
Многие технические решения в Biro довольно примитивны – боковой упор сиденья напоминает подлокотник дешевого офисного стула, а от чрезмерного открывания дверь страхует ограничитель. Из кусочка синтетического ремня.
«Братья» по электричеству:
Цены, деньги и продажи
По европейским расценкам на электроэнергию, 100 км, пройденных на Estrima Biro, стоят всего 50 евроцентов. Цена же самого автомобиля в европейской рознице составляет 8400 евро за версию без дверей и 9200 евро – с дверями.
Если округленно принять 1 евро за 39 рублей, то в пересчете мы получим 327.000 рублей или даже все 358.000 рублей. Но это – у них, а у нас Estrima Biro в минимальной и максимальной комплектации стоит уже 595.000 и 721.000 рублей.
Честно говоря, при всей любви к инновациям и экологии, обосновать столь лихие запросы (как европейские, так и российские) здравым смыслом сложно. Если проанализировать конструкцию вкупе с её характеристиками, в ней не набирается ни инжиниринга, ни компонентов, ни работы на столь значительную стоимость.
Машина во многом создает впечатление мелкосерийной - пластиковые детали грубого литья имеют дешевую фактуру и плохо стыкуются друг с другом, переключатель направления движения не имеет четкого положения, ограничители открытия дверей представляют собой натягивающиеся куски синтетических ремней, сиденья по конструкции недалеко ушли от дачных табуреток и т.д. Подобный стиль можно увидеть в салоне автобуса ПАЗ или в старом УАЗе. При этом базовая версия Renault Twizy (пусть и одноместная) при тех же характеристиках стоит заметно дешевле (от 7000 евро), несет на себе логотип бренда из десятков лидеров мирового автопроизводства, да и выглядит существенно основательнее и симпатичнее.
Возможны ли продажи таких автомобилей в нашей стране? «Детальный подход» пообщался с руководителями компании «Экомоторс», экспортирующей Estrima Biro в Россию.
Как рассказали нам представители компании, столь высокую цену они объясняют таможенной пошлиной (которая на такую технику составляет 20%), плюс 18% НДС, плюс заложенный изрядный процент дилерских скидок для партнеров по розничных продажам. И при этом «Экомоторс» уже реализовала в Москве несколько десятков таких машин (через свою точку продаж, известный магазин Le Futur, сеть СпортХит, и ритейлеров мототехники), и планирует в дальнейшем продавать около сотни Biro в год.
Покупают эти баснословно дорогие автомобильчики, как правило, для эксплуатации на закрытых территориях – частных резиденциях, домах отдыха, элитных пансионатах. Очевидно, что владельцы – люди весьма состоятельные. Также Biro – это хороший маркетинговый инструмент, особенно, если рекламировать продукты и услуги близкого по духу технического и инновационного характера. Если оклеить его рекламой и выпустить на улицу – тотальный интерес и внимание обеспечено.
При этом в «Экомоторс» усиленно стараются разрушить стереотип о непригодности этих машин для повседневной городской эксплуатации – шеф компании лично ездит на нем на работу по Москве. А известная марка «Webasto» разработала специально для Biro салонный отопитель, который можно заказать и установить, как опцию – устройство умеет работать на газе или дизельном топливе, и делать в салоне электромобиля «ташкент» в любой российский мороз. Стоит, правда, такая «печка» аж 86.000 рублей.
На сервисе же этих машин заработать вряд ли удастся – прибыль способна принести лишь их продажа. Ломаться в элементарной конструкции практически нечему, а сущность микромобиля предполагает весьма небольшие пробеги, требующие крайне редких ТО.
На Biro предоставляется годовая гарантия, но мало кто из владельцев посещает сервисную мастерскую в течение года. Максимум – один раз для замены колодок. Ресурс батареи составляет около 3 лет, и стоимость ее замены равняется приблизительно 30.000 рублей.
P.S. После тестирования Estrima Biro, вкупе с изучением её конструктива и технических характеристик, сложно прогнать мысль о том, что прогресс на планете развивается как-то неправильно.
Сама концепция подобных машин направлена на массовость, на замену ими на улицах городов полноразмерных седанов и огромных внедорожников, которые непродуктивно расходуют энергоресурсы планеты, везя зачастую одного единственного человека. Но вместо доступной цены мы видим стоимость, сравнимую с нафаршированным системами безопасности и комфорта гольф-класса, и нано-электромобиль из перспективного спасителя мегаполиса от пробок и смога, превращается в игрушку нуворишей для развлекательных поездок по поместью.