Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Использование ручного инструмента при ремонте ГБЦ легковых автомобилей

31.03.11

КРИСТИНА ТРЕЛИНА, ведущий специалист ООО «Мотортехнология», к. т. н.

От того, как протекают рабочие процессы в камере сгорания, зависят технико-экономические показатели двигателя (мощность, крутящий момент, расход топлива). Детали двигателя, ограничивающие камеру сгорания, – втулка, седло, клапан – испытывают высокие механические и термодинамические нагрузки, которые и вызывают их повышенный износ.



Наиболее распространенными дефектами головки блока цилиндров двигателя являются:

• износ втулок клапанов (до 69% отечественных и до 75% зарубежных ДВС);

• износ клапанных седел (до 64% отечественных и до 83% зарубежных ДВС);

• износ фасок и стеблей клапанов;

• потеря упругости клапанных пружин;

• трещины перемычек между отверстиями под распылители форсунок и седлами клапанов;

• отсутствие герметичности стаканов форсунок и заглушек.

Упомянутые дефекты можно устранить путем ремонта легковых автомобилей  при наличии специального оборудования или инструмента, в противном же случае придется менять детали целиком. Без специального оборудования для ремонта седел клапанов обойтись невозможно. С его помощью восстанавливают необходимую геометрию и герметичность сопряжения седло–клапан, нарушенные вследствие воздействия конструктивных и эксплуатационных факторов. Измененная при эксплуатации форма контактирующих поверхностей клапана и седла, наличие микрощелей в сопряжениях ухудшают условия работы сопряженных деталей. В результате увеличивается интенсивность износа, наблюдается разрушение рабочих фасок, прогары тарелок клапанов, трещины седел, наличие на фасках смолистых отложений и продуктов неполного сгорания топлива. Такие дефекты вызывают усиленный прорыв газов, снижают степень сжатия, уменьшается мощность двигателя, увеличивается расход топлива и масла, затрудняется запуск, ухудшаются экологические характеристики двигателя, все вместе приводит к потребности в срочном ремонте вашего легкового автомобиля

 

 РЕМОНТ ГБЦ В ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЯХ

Цель ремонта клапанных седел – обеспечить правильную геометрию сопряжений клапан–седло и их герметичность, определяемые в свою очередь преимущественно вакуумметрическим давлением и биением фаски клапана и седла. Для достижения цели требуется обеспечить следующие условия:

• соосность седла и втулки;

• соответствие углов фасок седла и клапана;

• качество поверхностей сопрягаемых фасок (отсутствие эффекта дробления, задиров и др.).

Все оборудование для восстановления фаски седла в качестве установочной базы использует внутреннюю поверхность втулки (базирование по пилоту во втулке), поэтому для соблюдения условия 1 ремонт седел начинают с дефектации втулки, ее восстановления или замены при необходимости. Только при наличии базы с правильной геометрией можно говорить о качественном ремонте легкового автомобиля . Это касается, собственно, любого оборудования. Степень обеспечения условий 2 и 3 характеризуется непосредственно технологичностью самого оборудования. В связи с тем, что станочное оборудование, как правило, влечет значительные капиталовложения, наибольшую популярность среди ремонтников получил специальный ручной инструмент, явно выигрывающий по себестоимости работ и сроках окупаемости. Обработка седел с использованием ручных инструментов – шарошек – применяется с начала ХХ века. Шарошки – это набор фрез, каждая из которых предназначена для обработки фаски с заданным углом и изготавливается для конкретной модели двигателя. Шарошка жестко фиксируется на направляющем стержне, который затем вставляется и вращается в направляющей втулке клапана с зазором. Привод фрезы обеспечивается воротком. К единственному преимуществу использования шарошек можно отнести лишь их низкую стоимость. А вот недостатки можно перечислять бесконечно: • невысокая точность фрезерования фасок, так как в кинематической схеме используется вращающийся направляющий стержень, который может совершать угловые перемещения в пределах зазора с втулкой; • высокая вероятность появления эффекта дробления на обрабатываемой поверхности из-за равномерного расположения режущих пластин; • низкая производительность в результате использования большого количества зубьев на фрезе (реализация малых контактных нагрузок режущей пластины на обрабатываемую деталь); • необходимость перезаточки лезвий шарошек после обработки 5–10 головок блока на специальном оборудовании; • невозможность применения комплекта шарошек для других моделей двигателей в связи с фиксированным диаметром шарошек; • невысокая точность изготовления комплекта шарошек.

ПРИМЕНЕНИЕ РУЧНОГО ИНСТРУМЕНТА

Мотористы со стажем, как правило, активно используют профессиональный ручной инструмент, например Neway (США), который явился для многих первой ступенью в освоении технологии ремонта седел клапанов головок блока цилиндров в легковых автомобилях . В основной комплект инструмента обычно входит:

• направляющий пилот легкоконусный (набор пилотов 3–4 шт. на один типоразмер) или с цанговым зажимом (более универсальный вариант);

• фреза с твердосплавными сменными ножами;

• ключ для вращения фрезы.

Согласно схеме базирования по жестко фиксируемому пилоту во втулке резание осуществляется вращающейся на пилоте фрезой. Зазор в сопряжении пилот–фреза составляет 0,003-0,005 мм. Это ограничивает угловые перемещения фрезы относительно оси (угол ã на рисунке). Результат ремонта зависит от навыков мастера. Контроль точности обработки осуществляется с помощью приспособления для проверки биения фаски седла. Идеально, если ножи на фрезах сделаны из сверхтвердого материала, например карбида вольфрама, сохраняющего режущие свойства на две и более тысячи седел без промежуточной заточки. Под рукой должны быть фрезы с расположением ножей под углами 15°, 20°, 30°, 45°, 60°, 70°, 75°, 80°. Для регулирования диаметра обработки ножи могут перемещаться в своих пазах с дальнейшей фиксацией с помощью специальных зажимов. В соответствии с технологией ремонта седла и клапана необходимо обеспечить так называемую интерференцию углов (различие углов рабочей фаски клапана и седла на 0,5–1°). При работе ручным инструментом большое влияние имеет человеческий фактор, вызывающий дополнительные погрешности обработки. После обработки седла профессиональными фрезами образуется микрорельеф рабочей поверхности фаски седла для устранения подобных погрешностей, после первых 10–15 минут работы двигателя, клапан самостоятельно «прихлопывается» к седлу (находит свое место), что обеспечивает его более плотную посадку и идеальную герметичность. В конструкции профессиональных фрез заложено отклонение угла на 0,5°, а геометрия режущей кромки типа «гребенка» создает микрорельеф рабочей поверхности. Инструмент для обработки седел можно подобрать в комплекте либо сформировать для определенного типа машин. После приобретения первого комплекта через некоторое время мотористы расширяют сферу деятельности в ремонте двигателей легковых автомобилей за счет покупки дополнительных фрез других типоразмеров.

ремонт легковых автомобилей 

Понравилось?

Детали, узлы, агрегаты