Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Провода высокого напряжения. Часть 1.

12.08.11

Провода высокого напряжения должны переносить к свече зажигания необходимое напряжение (U), по возможности, без потерь. В зависимости от конструкции автомобиля, этот процесс происходит при участии:

  • механического распределителя зажигания и распределительного клапана,
  • режима зажигания с электронным управлением,
  • электронного полупрямого зажигания без распределителя или двухискровой катушки зажигания.

Поскольку напряжение зажигания (U) находится в диапазоне высокого напряжения до 36.000 Вольт, то провода высокого напряжения должны быть соответственно прочными на пробой. Напряжение зажигания ни в коем случае не должно проникать сквозь оболочку и утекать на массу автомобиля, иначе может произойти перебой в зажигании.

 

Механический распределитель зажигания.
 

 


Модуль зажигания с электронным управлением.

 


 
Электронное полупрямое зажигание без распределителя или двухискровая катушка зажигания.

 

Основные принципы действия

Сопротивления - это не противоречия

Во всех проводах высокого напряжения NGK применяются сопротивления, хотя целью процесса является передача без потерь. Если учитывать особенности электротехники, то в этом нет противоречия.

Все электрические приборы производят более или менее сильные электромагнитные поля. В большинстве случаев эти поля безвредны, но, при определённых обстоятельствах, магнитные поля нежелательны (напр., помехи радиоприёма) или даже опасны (ключевое слово: электросмог). Система зажигания требует оптимального ближнего подавления радиопомех, чтобы обеспечить нормальную работу радио, электронных средств коммуникации, приборов управления двигателя или коробки передач.

Колебательный контур и электромагнитная совместимость

В упрощённом виде ближнее подавление радиопомех можно представить себе так: Система зажигания состоит из катушки и конденсаторов, которые в электротехническом смысле представляют собой "колебательный контур". Помехоподавляющие резисторы, встроенные в цепь зажигания (чаще всего, 1-5 кОм), уменьшают эти электромагнитные колебания, таким образом, обеспечивая беспрепятственное взаимодействие различных приборов. Это состояние называется "электромагнитной совместимостью" (EMV).

Особым свойством обладают провода высокого напряжения с индуктивным реактивным сопротивлением: в этом исполнении сопротивление меняется в зависимости от частоты зажигания (частота вращения двигателя). При большой частоте вращения здесь возникает более высокое (индуктивное) сопротивление, обусловленное проволочной катушкой.

Качество без потери мощности

Предположение о том, что сопротивления уменьшают энергию зажигания и, как следствие, мощность двигателя, является заблуждением. Используемые сопротивления имеют такие параметры, что их можно вообще не учитывать. Системы проводов высокого напряжения, предлагаемые компанией NGK, обладают наилучшими свойствами подавления помех, при оптимальной мощности зажигания и качестве заводской комплектации. Провода зажигания от NGK - надёжные, прочные и экономичные - и это надолго.

Электромагнитная совместимость (EMV)

Там, где протекает ток, возникают электромагнитные поля, известные нам по мобильным телефонам и радиоволнам.

Подобные электромагнитные поля возникают и при зажигании. К моменту каждого "отрыва искры" на средних электродах свечи зажигания интенсивность полей значительно повышается, в проводе высокого напряжения возникают мощные пики напряжения.

Поскольку такие сильные электромагнитные поля могут вызвать помехи в электронных приборах - радио, приборах управления двигателя и коробки передач или в антиблокировочном устройстве - необходимо удерживать поля в безопасном диапазоне.

Для этого провода высокого напряжения снабжены электрическими сопротивлениями. Они ограничивают пики напряжения при отрыве искры и при разрядке катушки зажигания. При этом энергия из прилагаемого напряжения и силы тока переносится в другое соотношение энергии и времени.

Электрическое сопротивление

Единицей измерения сопротивления (R) является Ом (Ω). В проводах высокого напряжения эта величина находится в диапазоне несколько тысяч Ом или "килоом". Целью сопротивления является, как уже описано выше, уменьшать мешающее электромагнитное излучение. Излучение уменьшается путём ограничения тока (I) в проводе высокого напряжения, одновременно создаются условия для подачи необходимого напряжения (U) на свечу зажигания.

Математическая формула процесса выражается как U = R * I

Советы по выполнению монтажа проводов высокого напряжения

  1. Все электрические соединения системы зажигания можно устанавливать или демонтировать только при отключенном зажигании.
  2. В идеальном варианте нужно пользоваться кабельными клещами. Если клещей нет, то монтаж следует выполнять путём тяги или нажима на свечной наконечник. Если тянуть за сам кабель, то он может повредиться или оторваться.
  3. Прежде чем снять свечной наконечник, рекомендуется повернуть его на четверть оборота.
  4. Наконечник всегда извлекать из свечи прямо, не перекручивать, иначе повредится керамика свечи зажигания.
  5. При прокладке кабеля следить, чтобы он не перегибался и не сплющивался. Также кабель не должен касаться горячих деталей.
  6. Каждый кабель имеет точно установленную длину. Поэтому необходимо обращать внимание на правильность размещения.

Диагностика проводов высокого напряжения

Поскольку провода высокого напряжения подвергаются высоким нагрузкам, эти провода необходимо регулярно контролировать и заменять при первых признаках старения.

Внешнее состояние провода высокого напряжения может подсказать причину дефекта.

Поэтому в случае неполадки следует первым делом осмотреть провод высокого напряжения. Например, деформированная пластиковая оболочка говорит о том, что провод высокого напряжения проложен ненадлежащим образом.

Внешне неповреждённые провода высокого напряжения можно проверить с помощью мультиметра.

Этот важный диагностический прибор считывает сопротивление провода высокого напряжения и сравнивает его с допустимым сопротивлением.

Износ проводов высокого напряжения

По причине своего расположения провода высокого напряжения подвержены высоким нагрузкам.

При длительной эксплуатации окисляются контакты из латуни и нержавеющей стали.  Э

лектрическое сопротивление кабеля растёт и, таким образом, увеличивается риск выхода из строя катушек зажигания.

Процесс старения оболочки

Оболочка тоже подвержена старению. Пластификаторы со временем улетучиваются из пластика и он становится хрупким.

Высокие температуры, а также контакт с маслом или топливными парами могут ускорить этот процесс или вообще расслоить пластик.

Повреждение изоляции приводит к тому, что напряжение зажигания утекает на массу. Последствия - перебой в зажигании, неспокойный ход двигателя, при котором несгоревшее топливо попадает в катализатор и повреждает его при последующем сгорании.

Примеры поломок проводов высокого напряжения

Оплавленный провод высокого напряжения или штекер
Этот провод находился слишком близко к горячим деталям.

Повреждён контакт свечи зажигания в штекере
К подобным повреждениям или сколам могут привести частые перебои в зажигании или проникновение влаги в штекер. Причиной может быть также некомпетентный монтаж.

Надорванный кабель
Здесь надорван штекер на кабеле - из-за неправильного извлечения.

Загрязнение моторным маслом
Загрязнение моторным маслом может повредить наружную оболочку кабеля высокого напряжения.

Некорректный искровый разряд
Как видно на этом (разрезанном) штекере, искра пробила рядом с контактом свечи зажигания. Причина - в некомпетентном монтаже.

Контакты штекера окислились
Вследствие неплотной посадки внутрь проникла влага. Из-за окислившихся контактов повышается сопротивление провода зажигания, что препятствует оптимальному зажиганию.

Нарушение срока хранения
По причине нарушения срока хранения наружная оболочка этого кабеля преждевременно состарилась, стала хрупкой и покрылась трещинами. Напряжение зажигания может утекать на массу.

Пластиковая оболочка деформирована
Вследствие неправильной прокладки в моторном отделении. Рекомендуется замена, даже если провод высокого напряжения ещё работает.

Пластиковая оболочка повреждена
Причиной может быть неправильный монтаж, например, если провод высокого напряжения прижимался с помощью отвёртки. В любом случае кабель следует заменить.

 

 

Проверка проводов высокого напряжения

Сначала провод высокого напряжения нужно внимательно осмотреть. Если он пористый, растрескавшийся, имеет окислившиеся контакты или другие повреждения, провод нужно заменить.

Если провод внешне в порядке, его функцию можно проверить мультиметром

  1. Настроить мультиметр на 20 kΩ.
  2. Прикрепить по одному контакту на каждом конце кабеля.
  3. Считать данные сопротивления.

Допустимые показатели сопротивления:

  • Провод высокого напряжения с медным сердечником: от 1 до 6,5 kΩ
  • Реактивное сопротивление и углеродное сопротивление: Величина рассчитывается так: сопротивление на метр умножается на длину кабеля, плюс область допуска
  • Провода высокого напряжения с индуктивным реактивным сопротивлением: Здесь сопротивление может составлять от 2,2 kΩ до 8 kΩ
  • Углеродные провода высокого напряжения с распределённым сопротивлением: Сопротивление на 1 м кабеля составляет от 10 kΩ до 23 kΩ

 

  * * * * * 

Это материал был предоставлен для публикации  компанией NGK.

NGK предлагает ассортимент проводов высокого напряжения, отвечающих всем требованиям. Провода соответствуют оригинальному исполнению и качеству автопроизводителей. Провода высокого напряжения производства компании NGK отличаются высоким качеством, долговечностью и особой экономичностью.

 

Понравилось?

Ликбез