Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Российский автобизнес в ожидании реформ

13.03.12

Михаил Кофман

Количество владельцев новых автомобилей растёт с каждым днём, а вместе с тем растёт количество недовольных граждан. Кто бывал в дилерском сервисе, тот меня поймёт.

Речь идёт о завышенных ценах на ТО и ремонт автомобилей, находящихся на гарантии. Сюда входит и стоимость нормо-часов и стоимость запчастей, ожидание этих запчастей и другое.

Помимо этого не стоит забывать об очередях, которые выстраиваются на покупку новых автомобилей и об изменении их стоимости в процессе ожидания (ну, это уже к слову о защите прав потребителей). Именно поэтому  многие автовладельцы предпочитают отказаться от гарантии и перейти к более дешёвому обслуживанию у так называемых независимых сервисов.

На данный момент в стране продаётся около 2,6 миллионов автомобилей в год (в Германии около 3-х миллионов). За 20 лет существования дилерства, оборот вырос в десятки раз, а рыночные отношения, по которым осуществляется доставка автомобиля до потребителя, остались на прежнем уровне.

Автомобильный бизнес в России, сейчас, представляет собой сложную структуру взаимоотношений различных органов. Упрощая эту структуру, можно выделить 4 главных участника: автопроизводитель, дистрибьютор, дилер и потребитель.

ФАС (Федеральная антимонопольная служба) сравнительно недавно начала заниматься этой проблемой и по результатам проведённых исследований сделала определённые выводы и наметила путь исправления ситуации.

Итак, что мешает установить дилеру рыночные цены на обслуживание, запчасти и прочее? Во-первых – это отсутствие конкурентоспособной среды, в которой авторизованные сервисы начали бы бороться за потребителя. Формальное количество дилерских центров зачастую сводится к гораздо меньшему их числу, управляет которыми одна и та же группа лиц. Поэтому, в пределах досягаемости  очень сложно найти независимый авторизованный дилерский центр, который мог бы конкурировать с остальными по качеству работ и по цене. Всё это порождает необоснованное завышение цен на предоставляемые услуги и запчасти. Это выгодно как дилеру, так и дистрибьютору.

Дилеру, в отсутствие конкуренции, можно извлекать наивысшую прибыль при небольших постоянных издержках, а дистрибьютору удобно иметь в полной зависимости дилерские центры и управлять ими произвольно, по своей прихоти. В конечном счёте, от всего этого страдает потребитель, более того, при любой форме монополии потребитель будет страдать.

Что касается запчастей, то тут похожая ситуация. Легально купленные запчасти определённого производителя на его территории не могут быть ввезены любым участником рынка на территорию РФ, а только уполномоченными производителем дистрибьюторами. Таким образом, почти все запчасти поступают в оборот через дистрибьютора. В ходе множества проверок была установлена почти стопроцентная наценка при дистрибьюции запасных частей на автомобили.

Помимо большого количества жалоб от потребителей, ФАС получает жалобы от дилерских центров, которые готовы конкурировать внутри определённого бренда за качество и стоимость работ. Дело в том, что такие дилеры не нужны дистрибьютору, и он пытается выжать их с рынка всевозможными дискриминационными методами. Например, дистрибьютор поставляет им автомобили "неходовой" комплектации, задерживает поставки запчастей, дискриминируют по условиям финансового взаимодействия (расчёт за поставку по факту или по предоплате). Если этого недостаточно, дистрибьютор может взять и прекратить любые отношения с этим дилером. Всё это делается с целью вытеснения честного дилера с российского рынка.

Таким образом, конкуренцию определяет не потребитель, который может пойти или не пойти к определённому дилеру (выбрать для себя дилера, у которого, по его мнению, наиболее качественно и не дорого отремонтируют его автомобиль), а автодистрибьютор, который решает этот вопрос за потребителя.

Задачи, которые ставят перед собой ФАС

Во-первых, необходимо изменить законодательную базу в отношении параллельного импорта товаров на территорию РФ. Во-вторых, пытаться воздействовать на дилеров и дистрибьюторов для их разворота в сторону здоровой конкуренции.

Кроме всего вышесказанного хочется сказать о некоторых вещах, о которых тоже не стоит забывать.

ФАС (административно-правовой орган) собирается регулировать отношения дилеров и дистрибьюторов. Потребитель для ФАСа - индикатор (показатель) недовольства (высокие цены на ТО и ремонт). ФАС говорит авто-дистрибьюторам: "Товарищи,  сделайте прозрачные ясные критерии отбора дилеров, распространяющиеся на всех в равной степени".

Также недавно от ФАС поступило предложение упростить критерии отбора для авторизации сервисов. Например, отделить отдел по продажам от сервисного обслуживания и обеспечивать вступление тех и других.

Существующее рыночное устройство в России дискредитирует в первую очередь автопроизводителя, но из-за мощного потока рекламы баланс не нарушается.

Помимо этого, не стоит забывать, что для того, чтобы стать дилером, необходимо выполнить некоторые требования автопроизводителя (размеры площадей под шоу-рум, сервисную зону и др.), которые требуют больших инвестиций (~10млн.$). Дальше, всё это необходимо ещё и быстро окупить (к вопросу о высоких стоимостях ремонта и ТО у "официалов"). После окончания гарантии большинство «официалов» предлагает льготные условия обслуживания для своих клиентов, потому что на этом этапе первые попадают совсем в другую конкуренто-способную среду.

ФАС также предлагает начать общение не только с дистрибьютором, но и с производителем. Ведь большинство проблем исходит от менеджеров «московских представительств» (дистрибьюторов) крупных компаний, которые манипулируют дилерами в угоду своей прибыли.

Планируется, что регулирование деятельности будет осуществляться на основании 135-го федерального закона "О защите конкуренции",178-й статьёй о картели, КоАП и другими средствами.

Информация, которую вы прочитали, подготовлена на основании пресс-релизов и статей на сайте ФАС. Многое взято из устных бесед представителей прессы с руководителями ФАС, в частности это  Тимофей Витальевич Нижегородцев (начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС) и Максим Александрович Овчинников (начальник управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС).

На данный момент Федеральная Антимонопольная Служба проводит множество опросов и проверок деятельности автодилеров и автодистрибьюторов, а кроме этого поступает большое количество жалоб от дилеров, как говорилось ранее. Основная цель ведомства - заставить развернуть автодистрибьюторов и дилеров в сторону здоровой конкуренции. Результаты деятельности обычно зависят от участников рынка – кто-то будет упорствовать до конца и в итоге, после возбуждения дел об административных правонарушениях, может получить оборотные штрафы, кто-то признается сам в недобросовестной практике и развернёт деятельность в законное русло. На данный момент дистрибьюторы и дилеры готовы разговаривать, и вопросы улаживаются «мирным путём». Посмотрим, что будет дальше, ждём новостей от ФАС.

Однако, некоторые результаты деятельности ведомства уже сейчас видны налицо - участники рынка волнуются.

egd / Shutterstock.com

Понравилось?

Юридические вопросы