Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Затонируемся… электричеством?

09.04.12

Евгений Балабас

Повинуясь нажатию кнопки, стекло автомобиля меняет свою прозрачность от нуля до глубокой тонировки. Чудо? Нет, это самые что ни на есть аэрокосмические технологии, опустившиеся с небес на грешный асфальт. «Детальный подход» выяснил все об умных электронных стеклах, еще недавно применяемых лишь инженерами NASA.

Для справки: Компания «Детали и оснастка» занимается различными направлениями - изготовлением пластиковых компонентов и прессформ для автомобильной промышленности, а также различных сфер транспорта, в рамках подразделения, называемого «Люмен Маркет», разрабатывает системы светодиодного освещения. Нашумевшая недавно новинка - «пирамидки» на метрополитеновских турникетах против прыгающих «зайцев» - тоже их разработка. Ну а наиболее инновационным и любопытным является относительно новое направление – поставка и установка автомобильных стекол с «электронной тонировкой».

«Детальный Подход» пообщался с Алексеем Кузнецовым, техническим директором компании  «Детали и оснастка», который помог нам разобраться в секретах «электронной тонировки», или иначе - стёкол с регулируемым светопропусканием.

Технология

Принцип регулировки светопропускания стекла называется SPD-smart – «технология взвешенных частиц» (suspended particle). Хаотично плавающие в жидкости микрочастицы затрудняют прохождение через них света, аналогично замутненной воде, при подаче же электрического тока частицы мгновенно упорядочивают свое положение и ориентируются в одном направлении, оказывая свету минимальное сопротивление.

Физически же жидкость с взвешенными частицами заключена в тончайшую пленку, которую располагают между двумя слоями стекла. Регулировка напряжения, подаваемого на пленку от блока управления, меняет светопропускание от полностью прозрачного состояния до сильного затемнения, вплоть до коэффициента 75% (четверть света проходит, три четверти задерживаются). Таким образом, мы получаем окно с электронно-управляемой тонировкой.

Блок управления может быть интегрирован в CAN-шину или иную автомобильную электросистему, управление стеклом можно совместить с любой штатной и нештатной электроникой  - вывести регулировку на сенсорный дисплей, подключить к датчику света, к охранной сигнализации и т.д.

Разработчик и производители

 - Изначально технология SPD-smart-стекол была создана американским институтом Research Frontiers Incorporated для аэрокосмической отрасли NASA, но, в конце концов, она вырвалась и на гражданские просторы, в мир автомобильный - рассказывает Алексей Кузнецов.

 - У SPD-пленки и продуктов на ее основе крайне сложная и мудреная логистика. Оборот пленки чем-то напоминает оборот ядерных материалов – он жестко закрыт лицензиями и патентами, и стать участником этого бизнеса ой как непросто!

Сам институт Research Frontiers Inc. сегодня не производит ничего – ни законченных коммерческих продуктов, ни компонентов – он является лишь патентодержателем и «сидит на проценте», выстроив среди сторонних компаний-партнеров строгую систему работы со своим детищем.

Производство SPD-пленки было доверено одному единственному в мире заводу – фабрике Hitachi в небезызвестной с недавнего времени Фукусиме. При этом продукцию завода нельзя просто так придти и купить, поскольку она требует высочайшего уровня технологий при дальнейшей с ней работе – пленка крайне нежная, сильно подверженная окислению на воздухе и т.д. Слаботехнологичная компания просто не сумеет её правильно использовать и загубит, или, что еще хуже, выдаст продукт неадекватного цене качества, при том, что цена пленки очень высока и производство идет в небольших объемах.

Поэтому получать пленку и производить готовые стекла на ее основе имеют право лишь несколько строго отобранных Research Frontiers предприятий, которые помимо покупки чрезвычайно дорогой лицензии должны еще и гарантировать высочайший уровень технологий и культуры производства, чтобы выпускать безупречный продукт и не при каких обстоятельствах не кинуть тень на компанию-изобретателя.

Яркий пример бренда, имеющего право выпускать под своей маркой стёкла на основе изобретения Research Frontiers -  AGP - American Glass Product (agpglass.com). Эта компания из штата Колумбия с 60-х годов ХХ века лидирует в производстве высококачественных стекол, в первую очередь пуленепробиваемых, обладая собственной мощной исследовательской и производственной базой. AGP получает из Японии пленку, у себя в Колумбии делает стекла под торговой маркой Vario Plus Sky, после чего отправляет продукт заказчику. Стекла делают на любой автомобиль, но конвейера нет – каждый заказ на каждую машину выполняется индивидуально, и запас стекол на складах не лежит.

(К слову, в конце 2011 года Mercedes заключил с компанией AGP договор на комплектацию стеклами с регулируемой прозрачностью некоторых топовых моделей , типа SLS/SLK в качестве дополнительных опций. И это, опять-таки заказ стекол с AGP исключительно под конкретную машину.)

Так, в результате столь трепетного отношения Research Frontiers к собственной репутации, индустрия SPD-стекла представляет собой эдакий «закрытый клуб», проникнуть в который можно, но крайне сложно и дорого.

Альтернатива

 - Есть ли аналоги технологии SPD-стекол? Ну, как вам сказать… Является ли аналогом автомобиля телега с запряженным в нее конем? В принципе, является – у нее есть четыре колеса и движитель – лошадиная сила… Коль это аналог, то и у SPD есть аналоги.

Ну, а если быть объективным, то технология  Research Frontiers стоит настолько выше всего, что придумано на сегодняшний день, что её и сравнивать-то ни с чем невозможно. Если не брать в расчет цену, то по техническим характеристикам и потребительским свойствам SPD является совершенством: мгновенное изменение светопропускания, идеальная прозрачность в выключенном состоянии, отсутствие искажений на стеклах любой степени кривизны, 99% защиты от ультрафиолета. Про побочные попутные плюсы я уж и не говорю, хотя стоит – Vario Plus Sky в 6 раз более стойки к удару, нежели обычные стекла, гораздо эффективнее противостоят проникновению в салон извне шума и жары. 

Отчасти альтернативой можно назвать стекла с регулируемым светопропусканием  на основе электрохроматического эффекта – в них химический слой внутри стекла меняет свою прозрачность под воздействием электричества. Вот только изменение прозрачности происходит очень медленно, и SPD они не конкуренты. Такая технология, к примеру, используются в иллюминаторных окнах на Boeing 787.

Также существуют пленки на жидких кристаллах - как заранее интегрированные между двумя слоями стекла, так и просто пленки на клеящейся основе, пригодные даже для самостоятельной оклейки любого окна, включая автомобильное. Но все они дают не эффект прозрачной тонировки, а эффект «молочной мутности», и в любом ином состоянии прозрачности, кроме полного просветления, не позволяют водить автомобиль, затрудняя обзор. Такие пленки, разумеется, дешевле стекол Vario Plus Sky и рассчитаны в первую очередь на использование в архитектуре и дизайне, но порой они применяются и в автомобилях. Однако повторюсь, включить такую «тонировку» можно лишь для того, чтобы скрыться от посторонних глаз на стоянке – ездить с ней нельзя.

Алексей Кузнецов демонстрирует самоклеющуюся пленку с регулируемой прозрачностью на основе жидкокристаллической технологии от корейской компании DM Display. Очевидно, что такую пленку можно включать лишь на стоящем авто – в движении она просто опасна.

Бизнес, цены и перспективы

 - Сегодня в России два передних боковых стекла Vario Plus Sky от компании AGP с блоком управления затемнением стоят 12.000  (двенадцать тысяч, если кто-то подумал, что он ошибся) долларов – рассказывает Алексей.

 - Сумма чрезвычайно большая, автоматически адресующая продукт владельцам премиум-авто, и отсекающая всех остальных, для кого два таких стекла сопоставимы по стоимости с половиной автомобиля, а то и с машиной целиком.  Интересующиеся обрывают нам телефон, хотя 80% звонящих – владельцы машин среднего C и D класса – Focus, Corolla и т.д. Понятное дело, что все они отсеиваются, а потенциальными клиентами становятся лишь владельцы машин флагманских марок – Mercedes, BMW, Lexus, Audi.

Но почему же стекла с «электронной тонировкой» на основе пленки SPD столь дороги? Причин этому несколько:

- высокая стоимость пленки и малые объемы её производства вследствие сложных и дорогостоящих химических процессов
- чрезвычайно высокое качество самих стекол, обусловленное авторитетом компании AGP
- логистика через весь мир – пленка из Японии идет в Колумбию, где делаются стекла и затем отправляются в страну заказчика
- тридцатипроцентное отчисление производителем с каждого заказа в пользу Research Frontiers
- расходы конечного дилера по доставке - растаможка, налоги, страховка дорогостоящего и тяжелого (около 40 кг на два стекла!) груза. Около 5000 $ из двенадцати съедает доставка.

В результате для дилеров вроде нас маржинальность столь дорогого продукта получается невысокой – около 12 %. И если начать «жадничать» и накручивать больше, то есть риск отпугнуть даже владельцев топовых авто… Сегодня мы продаем около 100 комплектов (два передних боковых) стекол в год, что явно немного в нашей стране с её огромным парком машин премиум-класса. Можно ли что-то изменить? Можно.

AGP очень заинтересована в более широком охвате российского рынка, но нынешняя цена стекол  не дает увеличивать сбыт. Выход в средний сегмент должен значительно изменить ситуацию, и единственный способ перевести этот продукт в средний класс из премиума – выпускать его в России, что, как ни странно, вполне возможно! AGP имеет право в рамках своей купленной лицензии предоставлять право аутсорсингового производства своим партнерам, и мы сейчас находимся в стадии заключения договора о таком производстве.

Кто первый в России наладит производство Vario Plus Sky, тот и завладеет этим рынком, а рынок, надо сказать, весьма перспективный. Однако, поскольку  к производителю предъявляются высочайшие требования по качеству, то бренд AGP на аутсорсинг может получить только компания, которая сумеет подтвердить свою квалификацию. Поэтому начинать придется не с автомобильных стекол, а с несколько более простой технологии – плоских архитектурных SPD-стекол. Если все пойдет хорошо, и мы достойно сделаем тестовые образцы, то в конечном итоге нам удастся эксклюзивно производить автомобильные SPD-стекла под брендом AGP Vario Plus Sky в России,  и снизить цену на них примерно вдвое, по сравнению с сегодняшней.

Понравилось?

Технологии