Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

Автоспорт. Дрифтинг.

07.02.12

Михаил Кофман

Нельзя не упомянуть о таком зрелищном виде автомобильного спорта, как дрифт или дрифтинг. Свист покрышек на разогретом асфальте, фигурное вождение автомобиля и клубы дыма, вырывающиеся из под колёс  - это дрифт.

Дрифтинг существует на грани между шоу и спортом, он обрел популярность совсем недавно и дословно означает управляемый занос.

Цель в том, чтобы войти в поворот, намеренно сорвав заднюю ведущую ось, при этом сделать это на максимально высокой скорости.

История возникновения

Родиной дрифта считается Япония, хотя изначально дрифтинг, как техника управления автомобилем, был опробован ещё в 30-х годах прошлого века на гонках серии Гран-при. На сохранившихся кадрах, используемых в рекламных целях для продажи гонщика, хорошо видно, как он на автомобиле Auto Union D-Type использует эту самую технику для прохождения поворота.

Ryan Tuerck vs. Vaughn Gittin Jr, Апрель 2009, Формула Дрифт в Лонг-Бич Luciano Meirelles / Shutterstock.com

Япония

Современный дрифт, как спорт появился в Японии на кузовных чемпионатах туринговых автомобилей. Легендарный мотогонщик, Кунимитсу Тэкэхэши, был одним из создателей техники прохождения поворота в управляемом заносе. Он открыл, что можно пройти поворот на высокой скорости  вплотную с апексом (точка траектории, ближайшая к внутреннему краю дороги), при этом сохранить скорость и сделать это ещё и зрелищно. Таким образом, он зарабатывал призовые места и завоёвывал армию поклонников, которые с упоением смотрели на шоу.

Keiichi Tsuchiya (прозвище «король дрифта») очень заинтересовался техникой Тэкэхэши. Tsuchiya начал практиковаться на горных дорогах Японии и быстро приобрел славу среди уличных гонщиков. В 1987 году несколько автомобильных журналов и тюнинговых ателье согласилось снять видео о нем и его автомобиле Toyota Corolla Trueno AE86. Видеоролик, который был снят тогда, до сих пор вдохновляет гонщиков и новичков этого вида спорта.

В 1988 году, совместно с редактором журнала Option - Даихиро Инадой, он помог организовать первое соревнование по дрифту, названное Гран при D1.

Распространение на западе

Одно из ранних соревнований по дрифту, прошедшее вне Японии, было организовано в 1993 году в Калифорнии на трассе Уиллоу-Спрингс при содействии Японского журнала про дрифтинг Option. Инада, основатель Гран при D1 в Японии, гонщик серии драг-рейсинг  Кенджи Окадзаки и Keiichi Tsuchiya, судили молодых американских гонщиков Риса Миллена и Брайана Норриса, которые выступали на состязании. С этого момента дрифт получает широкое распространение в Северной Америке, Австралии, и Европе.

   Drift Garnd Prix в Бухаресте PhotoStock10 / Shutterstock.com

Дрифтинг Сегодня

Дрифт эволюционировал в спорт, где гонщики соревнуются на автомобилях с задней ведущей осью, реже с полным приводом. Судейство выставляет каждому гонщику очки по установленным правилам, побеждает сильнейший. Высшим этапом соревнований остаётся Гран при D1 в Японии, его догоняют Формула D в Соединенных Штатах, и Серия гонок по дрифту NZ в Новой Зеландии. Спорт активно развивается и завоёвывает сердца новых поклонников в разных странах мира.

Соревнования по дрифту

Соревнования по дрифту проходят не на время. Судьи оценивают выступление гонщиков, учитывая несколько параметров, траектория, угол атаки, скорость, зрелищность и стиль. Существуют специально обозначенные точки, рядом с которыми гонщики должны максимально близко проехать. Угол по отношению к траектории движения, на который отклоняется автомобиль во время скольжения, так же оценивается судьями количеством баллов. Также учитываются скоростные показатели гонщика, насколько быстро он двигается до входа в поворот, при достижении апекса и на выходе. Зрелищность оценивается не только судьями, но и зрителями, которые своими эмоциями могут значительно повлиять на исход батла.

Судейство осуществляется на участках трассы, связках поворотов, которые хорошо просматриваются судьями и зрителями и где можно увидеть наивысшее мастерство пилота. Остальная часть трассы не имеет значения. В тандеме гонка проходит интереснее, ведущий часто исполняет всевозможные финты для дезориентации второго пилота, однако в некоторых европейских гонках, эта практика не одобряется судейством и считается нечестной игрой, за которую можно потерять драгоценные очки.

Как правило, есть 2 сессии: квалификация (пробный заезд) и финальная гонка. В отборочных заездах, именуемых Tansō (одиночный заезд) каждый гонщик проезжает перед судьями, которые стоят на всём протяжении трассы. Квалификация проходит за день до гонки.

Финальная часть проходит в противоборстве двух пилотов и называется Tsuisō. Гонщики делятся на пары. Каждая пара соревнуется «на лучшего» два раза, первым выступает сначала один пилот, затем другой. Проигравшие выбывают, сужая количество претендентов на золото. В финал выходят 2 лучших гонщика, которые впоследствии борются за главный приз состязания.

Заезды оцениваются, как было описано выше, правда, с некоторыми оговорками:

- обгон ведущего автомобиля возможен только при условии, что это не помешает второму гонщику
- увеличение отрыва от соперника позволяет выиграть заезд
- прижимаясь ближе к сопернику в скольжении, можно также сильно увеличить вероятность выигрыша

Мероприятия, проводимые в России

В России дрифтинг тоже обрёл своих поклонников. У нас существует три крупных организатора соревнований и мероприятий по дрифту, это Формула Дрифт, Russian Drift Series и PWR-Series.

Москва, Выставка Интеравто 25 августа 2011 Dikiiy / Shutterstock.com

Автомобили для дрифта

Как правило, это автомобили с большой мощностью и задним приводом. Донорами для постройки выступают множество моделей, некоторые даже трансформируют раллийные машины, у которых полный привод заменяется на задний. Наибольшее распространение получили Японские автомобили. Страна активно экспортирует свои машины во многие страны мира. Тюнерам нравится большой потенциал этих автомобилей, высокая базовая стойкость к большим нагрузкам и агрессивный внешний вид, тем более что таких авто в Японии было произведено предостаточно.

Ограничение носит лишь правовой характер, ведь в большинстве стран автомобили с правым рулём «вне закона». Но это не помеха, ведь можно, во-первых, перенести руль на левую сторону, во-вторых, существует множество «европейских» аналогов японского производства, и, наконец, у других производителей тоже есть автомобили, на базе которых можно построить дрифт кар. Наиболее яркими представителями Японского авто-прома можно назвать Nissan Silvia, Nissan платформы S (Silvia/180SX/200SX/240SX), Nissan Skyline, Mazda RX-7(RX-8),  Toyota Mark II / Chaser / Cresta, Toyota Altezza, Toyota Soarer, Toyota Supra, BMW 3 и многие другие.

Знаменитая «хачи-року» в дословном переводе «восемьдесят-шестая» — Toyota Trueno AE86 (Toyota Sprinter Trueno,Toyota Corolla Levin) 1984—1986 годов стала символом дрифта, благодаря малому весу, лёгкому управлению и  доступности на вторичном рынке.

Постройка автомобиля Ivica Drusany / Shutterstock.com

Трансмиссия

Limited Slip Differentials — дифференциалы с ограниченным «проскальзыванием», или самоблокирующиеся – почти необходимая вещь в трансмиссии. Скольжение с незаблокированным дифференциалом менее эффектное и техничное, как с LSD. Наиболее совершенными дифференциалами признаны OS Giken & Cusco. Они блокируют полуоси при любых малых замедлениях/ускорениях и очень эффективно ведут себя в скольжении. Некоторые подходят к этому вопросу со стороны бюджета и просто блокируют дифференциал сваркой или чем-то ещё. Это очень опасно, т.к. в повороте внутреннее колесо испытывает огромные нагрузки, и такая блокировка может размолотить задний мост в щепки. Сцепление обычно керамическое, есть варианты с многодисковым исполнением. Работает в режиме «вкл./выкл.» без пробуксовки, позволяя моментально пускать задние колёса в пробуксовку. Подвеску двигателя и КПП заменяют на более жёсткую, полиуретановую, чтобы снизить эластичность привода в целом. Передаточные числа КПП меняются на более «тяговые», максимальная скорость при этом падает.

Подвеска

Используются жёсткие укороченные пружины со спортивными винтовыми стойками, более толстые стабилизаторы поперечной устойчивости, регулируемые тяги. Развал передних колёс устанавливается сильно отрицательный (желательно более 3 градусов негативного развала), для более точного управления автомобилем в заносе. Кузов оборудуется каркасом безопасности. Рулевое управление дорабатывается для возможно большего выворота управляющих колёс.

На начальном этапе преимущественно используются запчасти Китайских и Тайваньских фирм, нежели сделанных на заказ дорогих Японских или Европейских. Как и в других видах спорта с ростом уровня пилотирования, растёт и уровень оборудования.

Двигатель

Jordan Tan / Shutterstock.com

Обычно это четырех/шестицилиндровый рядный двигатель с нагнетателем, развивающий порядка 400-900 л.с., хотя этот показатель не является таким важным, как высокий крутящий момент в широком диапазоне частот вращения КВ. Хорошим потенциалом для доработок обладают двигатели Toyota (1JZ-GTE/2JZ-GTE) или Nissan (CA18DET/SR20DET). Менее производительными, но также популярными, считаются двигатели серии 3S-GE и 3S-GTE от Toyota. Очень часто в автомобиле просто меняют силовую установку на более подходящую для дрифта.

Шины

Luciano Meirelles / Shutterstock.com

Одним из значимых элементов дрифт-кара являются шины. Их выбор зачастую зависит от гонщика, трассы, характеристик автомобиля. Передняя ось должна иметь большой коэффициент сцепления с дорогой, поэтому чаще всего вперёд ставятся слики или полу-слики. Для задней оси всё намного сложнее. Здесь шины должны и хорошо скользить и хорошо цепляться и при этом иметь достаточно высокую стойкость к истиранию, чтобы гонка не закончилась на первом же повороте. Так же она должна «дымить» в скольжении, ведь это тоже сказывается на очках.

Дрифт в радиомоделизме

RC Drift тоже активно повсеместно развивается. Также проводятся всевозможные состязания и чемпионаты. Мировой стандарт в RC Drift - масштаб 1/10. Кузова выполнены из поликарбоната, и обычно являются точной копией настоящего автомобиля. Кузов одевается на шасси, специально подготовленное под этот вид гонок, обычно полноприводное с заблокированными дифференциалами. Колёса делаются из ПВХ, обладают низким коэффициентом сцепления, реже можно встретить резиновые колёса. Движителем выступает либо ДВС либо тяговый электромотор.

Дрифтинг завоёвывает наше внимание даже с экранов кинотеатров, вспомните знаменитый Тройной форсаж: Токийский дрифт. Этот спорт не может оставить равнодушным никого, по зрелищности он захватывает и обескураживает толпу зрителей. Надеемся, он станет таким же популярным видом спорта, как, скажем, футбол или формула-1, а нам думается, что в этом должны быть заинтересованы прежде всего производители шин…

Понравилось?

Авто / Мото спорт