Закрыть
Войдите используя аккаунт ДП:
Запомнить меня
Вы можете войти как участник:

Мы вышлем его на почту:

«Робот» с двойным сцеплением

05.03.12

Михаил Кофман

Всё началось очень давно на грузовых автомобилях, затем перекочевало на «легковушки», а в 2009 году автоматическая коробка передач с двумя сцеплениями была представлена на мотоцикле Honda.

Мы недавно говорили об одном из таких мотоциклов, где на выбор можно было установить классическую КПП и «автомат» DCT.

Принцип работы ничем не отличается от аналогов, устанавливаемых на четырёх колёсах, но мне бы хотелось рассказать об этой трансмиссии на примере мотоцикла.

Автоматическая коробка передач с двумя сцеплениями нечто среднее между классическим «автоматом» и «механикой». По сути, это механическая коробка передач с автоматическим переключением, происходящим без разрыва потока мощности. Для обычного человека это означает, что разгон происходит плавно и без рывков, что на «механике» может быть достигнуто высоким профессионализмом водителя. Аналогом такой трансмиссии выступает вариатор, но он не выдерживает высоких крутящих моментов мощных автомобилей, поэтому его применение ограничено.

Трансмиссия была продемонстрирована на Honda VFR1200F. С тех пор она устанавливается на многие мощные мотоциклы компании, облегчая путешествия, делая их азартными и интересными.  Не нужно оперировать сцеплением, чтобы тронуться, сбрасывать все передачи при полной остановке или подбирать обороты для того чтобы «закозлить». Есть ручка газа, рычаг переднего тормоза и педаль заднего, и, как говорится, «насколько откроешь – настолько поедешь».

Устройство

Повторюсь, что рассматриваемая коробка передач мотоцикла имеет самую распространённую конструкцию среди автомобилей. Почему я решил рассказать именно о ней? Потому что она внедрена в мотоцикл, в маленькое пространство под водителем, а не в «трёхметровую повозку», где места для установки предостаточно.

Итак, «коробка умеет» работать в двух режимах: AT - полностью автоматический и MT – с возможностью перебирать передачи вручную специальными рычажками, по аналогии с переключателем скоростей на велосипеде. В автоматическом режиме можно выбирать между спортивным режимом «S» и обычным «D». Когда водитель активирует ручное переключение, он может сам выбирать передачу из шести возможных по аналогии с обычной «механикой».

Трансмиссия имеет два сцепления и связанные с каждым из них чётные и нечётные передачи. То есть одно сцепление управляет включением 1-й, 3-й, 5-й передачи, а второе соответственно 2-й, 4-й и 6-й. Когда система работает, одно сцепление включено и передаёт крутящий момент, например, через шестерёнки 1-й передачи. В это время второе сцепление отключено, но исполнительное устройство посредством компьютера уже застопорило шестерёнку 2-й передачи на валу и ждёт своей очереди.

Таким образом, 2-я включается за счёт выключения первого сцепления и включения второго и так далее до высшей передачи. При этом компьютер анализирует много входящих параметров, чтобы повысить или понизить передачу, всегда держа её наготове. Сцепления, как и на автомобильной схеме, работают в «мокрой ванне», что для мотоцикла более привычно, чем для автомобиля. Суть заключается в использовании двойного первичного вала, через обе части которого можно передавать немалые крутящие моменты.

Но как удалось сохранить компактность? Очень просто – по аналогии с автомобилями, исполнительное устройство ставится на существующую механическую коробку передач и модернизируется сцепление. Система функционирует посредством блока управления, обрабатывающего огромное число операций в секунду.

Принцип действия

Шестерни жёстко закреплены с внутренним и внешним первичными валами (1-я, 3-я, 5-я и 2-я, 4-я, 6-я соответственно). На промежуточном валу часть шестерён вращается свободно, а часть закреплена на валу через шлицы и может передвигаться в продольном направлении.

Рассмотрим принцип работы этой трансмиссии. Когда коробка передач находится в положении «нейтраль» мощность передаётся от коленчатого вала на общую для двух сцеплений корзину. Оба сцепления выключены, и крутящий момент не передаётся на первичный вал.

При повышении оборотов исполнительное устройство переводит шестерню с кулачками на промежуточном валу и стопорит шестерню 1-й передачи на промежуточном валу, оба сцепления выключены.

Далее включается сцепление, отвечающее за нечётные передачи, и крутящий момент начинает передаваться через промежуточный вал.

Одновременно с выключением «нечётного» сцепления включается «чётное» и крутящий момент передаётся через зубчатую пару 2-й передачи, подготавливая «3-ю» для включения и так далее.

Включение и выключение сцепления осуществляется двумя гидравлическими приводами, связанными с «чётным и нечётным» сцеплением.

Преимущества и недостатки

Итак, чем хороша такая трансмиссия. Ну, во-первых, она позволяет добиться переключения передач менее чем за 8 миллисекунд, что является абсолютным рекордом среди остальных видов ступенчатых трансмиссий. Разгон происходит  плавно без толчков при переключении, что свойственно механическим и некоторым автоматическим трансмиссиям. Кроме того водитель может сам выбирать между полностью автоматической работой системы и ручной.

Одно из главных достоинств такой «коробки» - это экономия топлива. Непрерывный поток мощности, передаваемый от двигателя на колёса, существенно снижает расход горючего. Шестиступенчатая автомобильная коробка передач с двойным сцеплением позволяет сэкономить до 10% топлива по сравнению с классическим 5-ступенчатым «автоматом».

Дорогостоящая технология производства повышает стоимость модели, но удовольствие от езды на таких «машинах», несравнимо ни с чем.

Изображения взяты с сайтов car.watch.impress.co.jp  и news.mynavi.jp

Понравилось?

Технологии